Попытаюсь восполнить пробел о Каргополе...
Высочайше императрицей Екатериной II герб был утвержден 16 августа 1781 года: «В голубом поле лежащий в огне на дровах баран натуральнаго цвета». Современный вариант герба утвержден 30 июня 2004 года (Номер в Геральдическом регистре РФ: 1511): «В лазоревом (синем, голубом) поле серебряный, с золотыми рогами баран, лежащий на золотых головнях; все объято червленым (красным) с золотой тонкой каймой пламенем». По одной из версий, изображение барана в огне символизирует связь с языческим обрядом жертвоприношения барана, что было широко распространено на Русском Севере. В некоторых приходах Каргопольского уезда существовало "баранье воскресенье", во время которого крестьяне закалывали барана и приносили в жертву Илье-пророку. Видимо, этот ритуал и был положен в основу герба 1781 года.
(Каргополь - вид из космоса (Google Maps))Каргополь — город (с 1784) в России, административный центр Каргопольского муниципального района в Архангельской области. Население — 10,9 тысяч жителей (2008). Столь же неповторимый, сколь и его название, маленький городок расположен в юго-западном углу Архангельской области вблизи ее границы с Вологодской областью и Карелией. Город занимает плоский левый берег судоходной реки Онеги чуть ниже ее истока из озера Лаче. Современная застройка практически отсутствует и разбросана по окраинам. Достопримечательностей же неизмеримо больше. В силу разнообразных обстоятельств, Каргополь в настоящее время редко посещается туристами и практически никогда официально организованными группами. В отличие от широко разрекламированного Великого Устюга, который тяжело теперь назвать тихим уездным городком, Каргополь по-прежнему остается таковым. Мало осталось мест, настолько богатых памятниками истории и архитектуры, где бы настолько медленно текло время.
До сих пор остается топонимической загадкой название города. Память о финно-угорских племенах, населявших Европейский Север задолго до славянской колонизации края, сохранилась в наименованиях рек, озер, населенных пунктов Каргополья, например, Тихманьга, Нименга, Ловзанга, Маселга, Кинема, Онега, Челма, Пачелохта. Поэтому наиболее убедительно предположение специалиста по топонимике Российского Севера А. К. Матвеева, что слово «Каргополь» - финского происхождения: первая часть «карг», скорее всего, связана с финским karhu – «медведь», вторая часть – с финским puoli – «сторона», karhupuoli – «медвежья сторона».
Ряд исследователей выдвигает предположение, что город основан в XI-XII вв. Находящейся вблизи каргопольских земель Белоозеро было заселено славянами уже в IX в. Обследование археологических памятников в районе волоков в Восточном Прионежье позволяет утверждать, что путь из Белого озера на реку Модлону и далее в озера Воже, Лаче и реку Онегу был освоен в XI в. Этим веком датирует археолог Н.А. Макаров могильник «Попово» на Каргополье. Материальная культура финского населения, оставившего этот памятник, подверглась значительному воздействию древнерусской культуры.
О том, что Новгород в XII в. прочно утвердился на Онеге и Двине, свидетельствует Уставная грамота новгородского князя Святослава Ольговича 1137 г.; о существовании возле озера Лаче славянских поселений – памятник древнерусской литературы конца XII –начала XIII вв. – «Моление Даниила Заточника». В рукописи без подписи и даты говорится, что Каргополь был заложен князем Вячеславом, который совершил поход против чуди (финно-угорские племена), чтобы прекратить ее набеги на белозерские земли. Возвращаясь обратно после одержанной над чудью победы, он «…нашед поле, удобное для отдохновения… учредил на оном свой стол… белозерцы-россияне сделали на поле то острог…». Эта рукопись была обнаружена Г.Р. Державиным в 1785 г. в Каргополе среди монастырских бумаг, когда он, будучи правителем Олонецкого наместничества, совершал поездку по Карелии для ознакомления с вверенной ему территорией. Согласно летописным источникам, свой поход князь Вячеслав совершил в 1146 г. Этот год и был официально признан датой основания Каргополя.
В каком бы веке и кем бы ни был основан Каргополь, место для поселения было выбрано удачно. В древности не было иных дорог на Север, кроме водных. Каргопольский острог господствовал над водным путем между Белым озером и Белым морем. Срединное положение Белого озера на водоразделе нескольких речных систем имело огромное значение для межплеменных связей. Двадцать шесть рек, больших и малых, впадающих в Белое озеро, связывали его системой удобных волоков: на востоке – с Сухоной и Вычегдой, на северо-западе – с Онежским и Ладожским озерами и Балтийским морем. Единственная река, вытекающая из Белого озера, Шексна, соединяла его с Волгой. А так как путь из Белого озера на реку Онегу был освоен еще в XI в. , эти связи имели отношение и к Каргополю.
Как добраться? Из Москвы и Петербурга - поездами, следующими на Архангельск и Северодвинск, до станции Няндома и далее автобусом до Каргополя (4 рейса в день, 78 км). Так же из Каргополя осуществляется автобусное пассажирское сообщение с Архангельском (427 км), Плесецком (152 км) и с населенными пунктами Каргопольского района.
Каргополь расположен на пересечении большого числа дорог. В хорошем состоянии, впрочем, находится лишь одна из них - на ближайшую железнодорожную станцию Няндома. "Ближайшая" сказано сильно - до нее добрых 80 км. Существует легенда, гласящая, что купцы города Каргополя специально попросили не проводить через их город "бесовскую" железную дорогу. Мотивация этих купцов ясна не вполне - вряд ли они заботились об экологии. Да и, по правде говоря, выглядит эта история очень надуманно, поскольку в начале 20-го века (когда строилась железка) Каргополь был "медвежьим углом" и никаких таких особенных "купцов" в нем уже давно не водилось. Возможно, дело обстояло так: правление железной дороги предложило этим самым купцам дать крупную взятку, чтобы сделать крюк на Каргополь, денег же, разумеется, не нашлось и железка была проложена от Вологды до Архангельска практически по прямой.
Шоссе Няндома - Каргополь, будучи частью федеральной автодороги Р2, находится, по меркам Архангельской области, в отличном состоянии. Продолжение ее из Каргополя на Пудож было до недавнего времени (ноябрь 1999 года) проходимо на границе с Карелией лишь зимой, когда дорога замерзала.
Другая важная дорога (Р1) идет из Каргополя на юг в Вытегру и далее на Питер. Ее состояние гораздо лучше - в сухое лето она вполне проходима легковыми автомобилями. Проблемный участок, как того и следует ожидать, на границе с Вологодской областью. Продолжение этой дороги из Каргополя на север ведет в Плесецк и далее на Архангельск. Состояние приемлемое, мосты существуют и функционируют.
Локальные дороги ведут на Ошевенск, Ноколу и Волошку. Мост через реку Онегу один. Вокруг левобережной части города выстроена гигантская объездная дорога. Соответственно, транзитных потоков транспорта через город нет. Впрочем, в окрестностях Каргополя нет вообще никаких потоков никакого транспорта. К счастью, несмотря на постройку новой трассы Пудож - Каргополь, единственной дороги связывающей Карелию с Архангельской областью, ситуация пока коренным образом не изменилась. Впрочем, неугомонные строители не собираются останавливаться на достигнутом - в будущем эта автодорога должна стать частью некой трансевропейской трассы, начинающейся где-то в Финляндии и кончающейся в райцентре Вологодской области под названием Нюксеница (это не шутка). В перспективе этот автобан дотянут до Кирова. Отсчет пошел уже давно - до открытия трассы осталось менее 3 лет.
Городская автостанция расположена в северной части города метрах в 50 от Троицкой церкви, чей огромный купол, имеющий форму полусферы, служит превосходным ориентиром. До станции Няндома ходят 4 автобуса в день, подгаданные к основным поездам на Москву и Архангельск. Прочие автобусные маршруты крайне нерегулярны, по многим из них сообщение осуществляется 3-4 дня в неделю. У автостанции постоянно дежурят таксисты, готовые везти куда угодно и когда угодно. При появлении любого незнакомого человека, перемещающегося пешим образом, они выскакивают из засад, предлагая наперебой свои услуги. При отказе обижаются, но надежды не оставляют.
К западу от города расположен вполне полноценный аэропорт, но пассажирские перевозки уже давно не производятся. Характерно, что еще в 80-е годы 20-го века из Каргополя было 4(!) еженедельных рейса АН-2 в Архангельск, 1 рейс в неделю в Ленинград, локальные рейсы в Пудож и Вельск. От былого величия остался лишь пожарный кукурузник. Пару раз в год прилетает вертолет с туристами из Петрозаводска.
Городская пристань также не функционирует и наглухо закрыта. Ранее от нее ходил пассажирский теплоход по озеру Лаче до Ноколы и далее вверх по реке Свидь. Теперь же там обретается вечно пьяный дед, промышляющий рыболовством. Куда подевался теплоход решительно непонятно - уйти вниз по Онеге к морю невозможно по причине порогов. По этой же причине непонятно как этот теплоход там сначала зародился.
Население довольно приветливо, однако не настолько симпатично как во многих других малых городах Севера. Вероятно, сказывается близость большого количества лагерей и "свободных поселений" по соседству. Соответственно, некоторые физиономии могут произвести неизгладимое впечатление на неподготовленного человека. Временами попадаются и пьяные, но все же на улице никто не пристает. Работники сферы обслуживания зачастую пытаются обсчитать; будучи пойманными густо краснеют. Интересно, что несмотря на близость Вологодской области, здесь уже никто не окает. Лишь изредка встречается некогда характерная для этих мест особенность произношения, когда вместо звука "ч" употребляется "ц" - например, "цасовенка".
Из всех 11 церквей действует лишь одна, да и та от народа не ломится. Стоит упомянуть, что каждый день ровно в 12 часов в любую погоду симпатичный молодой человек по имени Олег Пантелеев, преподаватель музыкальной школы по классу гитары, поднимается на городскую колокольню и оглашает округу мелодичным звоном 10 колоколов. В целом, количество приятных личных контактов в Каргополе заметно больше, чем неприятных. Мало в каком еще городе, заместитель начальника городского УВД, майор милиции, увлекается плетением бересты.
В смысле цен на продукты питания жизнь в Каргополе за последние несколько лет определенно стала легче. Сельское хозяйство постепенно выходит из упадка постигшего его в середине 90-х годов 20-го века. Цены на многие продукты сравнялись с московскими или даже стали меньше их. Если в 99-м году хлеб в Каргополе стоил раза в полтора больше чем в Москве, то сейчас ситуация прямо обратная. Что особенно приятно отметить, качество совсем не страдает и даже наоборот. Вновь заработал молокозавод. Молоко его производства достойно самых теплых слов. Сметану, впрочем, лучше покупать Вельского изготовления. Последняя не уступает лучшим Вологодским образцам
(от себя добавлю - это действительно так. Пробовал! - aandr).
Бензиновые кризисы в последнее время город не постигают, что опять-таки положительно влияет на жизнь. В городе, на объездной, появилась первая современная бензоколонка. Пусть это произошло лишь в третьем тысячелетии, но это все же произошло. Конечно, в соседней Вологодской области жизнь существенно дешевле, но по сравнению с тем, как обстояли дела еще недавно, прогресс налицо.
Есть, впрочем, в этом и свои отрицательные стороны. Так, на многих торговых точках появились свежие аляповатые вывески, являющие собой разительный контраст окружающей действительности и значительно уступающие в художественном отношении вывескам старым. Более всего от бездарной рекламы пострадал очаровательный особнячок на северной стороне Новой торговой площади.
Магазинов за последние пару лет в городе появилось великое множество. Порой может показаться, что торговых площадей в Каргополе больше чем жилых. Особого внимания требуют их входные двери. С целью сокращения времени их захлопывания применяются пружины такой большой жесткости какой только удается отыскать. Понятно, что климат суров, а уголь дорог. Понятно также, что хорошо развитая мускулатура рук и проворность ног еще никому не вредила.
По сравнению с поражающим воображение количеством магазинов и магазинчиков общепит выглядит более чем бледно. Есть довольно скромная закусочная со скромным выбором блюд и такими же скромными ценами, оснащенная, однако, микроволновой печью. Внимания заслуживают всякие разные пирожки, ценность которых от наличия микроволновки заметно возрастает. Также неплох борщ и, апофеоз расточительства, духовое мясо в горшочке за 20 рублей. Работает закусочная с 9 до 22, а в выходные аж до полуночи. Тот же самый ассортимент по тем же самым ценам, но в гораздо более пафосной обстановке доступен на втором этаже того же здания. Но - только несколько часов днем, да еще в ночь на выходные. Еще одна закусочная появилась в здании гостиницы "Каргополочка". Раньше там была полноценная столовая, теперь она на перманентном ремонте, закусочная же критики не выдерживает никакой.
Что касается проживания, то и здесь выбор невелик. Можно остановиться в упомянутой выше гостинице, гордо именующей себя "Бизнес-Центр-Отель". Этим, в общем-то, сказано все. Самое лучшее в этом отеле, пожалуй, то, что от него рукой подать как до исторического центра, так и до автостанции. Единственной альтернативой гостинице является турбаза "Лаче", расположенная в северо-западной части города на отшибе. Жить в ней гораздо дешевле, однако водопровода и канализации она лишена в принципе. Это не является проблемой несовместимой с жизнью, однако может потребовать некоторого времени на выработку определенных навыков. Зато руководство турбазы безусловно заслуживает хороших слов за теплоту приема как в переносном, так и в прямом смыслах. Если вы приедете зимой, вам обязательно натопят печку.
Любопытно устройство городской прачечной или, если позволите так выразиться, "постирочной". Как водится, в большей части города отсутствует водопровод. По некоторым причинам эстетического свойства отсутствие этого блага цивилизации не устраняет необходимости в стирке. Обычно в подобных случаях, белье стирается в ближайшем доступном водоеме, для чего зимой прорубается особая полынья. В Каргополе же горожанам в высшей степени повезло - они избавлены от необходимости рубить лед даже в самые сильные морозы! И вот почему.
Из совершенно плоского и ровного берега реки Онеги, на расстоянии 10-20 метров от собственно реки, бьет серия очень мощных ключей со значительной глубины. Причины этого явления подробно рассмотрены в статье про Каргопольскую Сушь, нам же сейчас важно лишь то, что ключи эти чрезвычайно чисты и, к тому же, не замерзают даже в самые суровые морозы, которые здесь не редкость. Над частью из этих ключей сооружен крытый деревянный павильон с широкими проемами в полу и перилами - чтобы не отправиться вслед за бельем. Постирочная расположена по соседству с пристанью и Новой торговой площадью. Перед входом - щит с надписью "Автомобили не мыть!"
В городе 3 средних школы, плюс одна спортивная и одна школа искусств.