Пешком под городомТри года назад «ГИ» уже писали о состоянии подземной части Кура, которая протянулась от задворок Центрального рынка до нижней части улицы Сонина. Что изменилось с тех пор?
В поисках ответа на этот вопрос вместе с ведущей эфира курской телекомпании «СТС» Анной Суховой и телеоператором Павлом Сальковым мы снова спустились под землю.
Начну с того, что подземное русло несколько отличается от своей официальной схемы: на самом деле больше поворотов, иногда плавных, а иной раз — крутых. Кур под землей разделен на несколько независимых друг от друга параллельных каналов, между которыми железобетонные стены до самого потолка. Если использовать терминологию профессионалов, которые в давние годы разрабатывали это сооружение, то в одной части подземное русло «двухочковое», в другой — «трехочковое». Чтобы обследовать все закоулки, пришлось бы пройти весь путь несколько раз. Впрочем, в наши планы это не входило.
Внизу прохладно — в отличие от «верхнего мира» — и сильный сквозняк… Не завидую человеку, которому довелось бы оказаться здесь без фонаря. Лишь пару раз в потолке невнятными пятнами света обозначились ливневые решетки. Почему-то их мало, при том, что подземные каналы проходят в самой ливнеопасной части города.
Под ногами слой топкого ила пополам с песком. Толщина по субъективному ощущению разная: местами доходит до метра. Несколько лет назад его было меньше. Одним словом, идти непросто. Мои спутники сразу зачерпнули водицы в резиновые сапоги, но на их решимости это совсем не сказалось. Впрочем, участь поближе познакомиться с «мокростью» тамошней воды не миновала и вашего покорного слугу — уже в самом конце путешествия, когда так хотелось выбраться, наконец, под ясно солнышко.
Но к делу. Многие трубы-врезки, из которых сравнительно недавно что-то лилось, теперь наглухо заварены. Характерного «аромата» нет вовсе, если не считать запаха ила. Вода на выходе из подземного канала стала прозрачнее, в одной из заводей, где-то рядом с торговым центром «ГриНН», мы даже увидели живую рыбу.
Однако сырости не убыло. Она здесь повсюду, в том числе на оголившейся за несколько десятилетий несущей арматуре железобетонных плит перекрытия. Оно бы и ничего, но когда поверху движется плотный поток автомобилей, это должно беспокоить. Таких участков два — под улицами Александра Невского и Дзержинского. Всего метров 30. Кстати, именно там можно увидеть следы давних (лет пятнадцать) точечных ремонтов. Как раз в то время на этих участках были смонтированы сварные металлоконструкции для того, чтобы укрепить плиты. Так вот, большинство из них сгнило от ржавчины и рухнуло. Строповочные петли диаметром 12–16 миллиметров, торчащие из вертикальных плит, превратились в труху — их можно отломать голыми руками.
Потолок тоннеля то заставляет идущего сильно пригибать голову, то уходит вверх. Все чаще попадаются на глаза непонятные знаки на стенах, выполненные яркой краской. По всей видимости, их оставили местные диггеры. В пустой трубе сантиметров 60 в диаметре — кучка монет, конфеты и вполне исправный фонарик. Судя по всему, это приношение местному Лепрекону. Надо было положить и свою монету — тогда, может быть, не грохнулся бы в ту лужу…
Под ногами много непонятного мусора. К примеру, как попали сюда многочисленные шины от автомобилей? Скорее всего, они тут еще с тех времен, когда подземное русло только строили и плит перекрытия еще не было.
Самое интересное на протяжении нашего похода — это старинный мост, что потаенно расположился под улицей Дзержинского. Вернее, не сам мост, а его опоры. Они исправно работают с первой четверти XIX века, пропуская сегодня над собой поток транспорта, который и не снился в те времена.
Когда-то мост был гордостью курян, он сразу получил неофициальное название — Каменный. И недаром это сооружение было первым и на долгое время единственным каменным мостом, в отличие от прочих в Курске — деревянных.
Опоры Каменного моста по сравнению с современными железобетонными плитами выглядят очень надежно. Это природный камень, скрепленный специальным гидроустойчивым раствором.
Теперь о размерах. Ширина Каменного моста была (и остается) около 20 метров. Улица Херсонская (Дзержинского) с самого начала планировалась как самая широкая в Курске и с тех пор в данном параметре не изменилась. При этом длина моста в его рабочем просвете всего шесть метров. Сооружение в своей конструкции больше представляло из себя каменный канал, выполненный солидно и надежно — на века.
Кстати, в свое время Каменный мост имел со стороны Покровского (ныне с некоторыми допущениями — Центрального) рынка водяной затвор, который был предусмотрен для временного перекрытия речки и ремонта моста. Так вот этот самый затвор и подвел, когда в восьмидесятые годы позапрошлого века на речке случилось серьезное наводнение.
И еще. Неплохо бы сделать вход в это подземное русло не таким свободным, как сегодня.
http://gikursk.ru/paper/3405/212/