Мало данных про р. Реут, поэтому выкладываю отчёт и на этом ресурсе.
Состоялся очередной осенний водный поход.
Текст Саши (Неунывающий Командор), фото мои.
Реут-Сейм (15.11.12-18.11.12)
День первый
Однажды моего друга Колю (IM) захватила идея сплава по Реуту. Он принес распечатку книги, где в деталях описывался маршрут от трассы Курск-Суджа до трассы Курск-Рыльск, все рисовалось заманчивым и правдоподобным. Поначалу я отнесся к идее весьма сдержанно, но взял на заметку. А потом, наблюдая из окна автомобиля, как с каждой неделей дождливой осени расширяется под мостом зеркало Реута, желание попробовать что-то новенькое взяло верх. И вот, когда бытовые и служебные обстоятельства оставили на поход три дня, было решено идти по Реуту в Сейм до Льгова.
День первый. Подъем в 7:00 (лег в 2:00, дежурство). Последние сборы, поездка в магазин для домашних. Страх и отчаянное сопротивление здравого смысла - куда, зачем из тепла и уюта в осенний депрессняк?! Выезд около 10:30, через 40 минут на старте. Лодку собирали прямо на обочине за отбойником из рекламно-пропагандных соображений - а вдруг кто заразится. И хоть торчали мы на виду оживленной трассе около часа, посигналил лишь один дальнобойщик, да и тот иностранец. В 12:30 отзвонились женам и стартовали. Как обычно, страхи и сомнения быстро уступили место радости от упругости весла, плеска воды и убегающих назад берегов.
Реут, поначалу шириной 6-8 метров, вскоре сузился до 1-2 и менее, ведя нас коридором со стенами из высокого камыша, мешавшего грести. Затем снова расширился и снова сузился, предьявив перед сужением шикарный затор из 30-50-сантиметрового пласта ряски, армированного ветками разной толщины, и все это протяженностью метров 5-6. Разрыхляя ряску веслом спереди, упираясь со скрежетом в зубах и треском в сухожилиях, минут за 20 мы переползли препятствие, благодаря Бога, что у нас старые добрые дюралевые весла (что-то стало бы с пластиковыми-поликарбонатными каких-нибудь Werner et al.! ) Где-то километром ниже старта обнаружили развилку, повернули за течением влево и вскоре уперлись в завал во всю ширину русла протяженностью метра три из мелких деревьев с характерными следами бобровых зубов. Решили вернуться и исследовать правый рукав. Потратив в нем около часа, мы преодолели три завала из поваленных бобрами деревьев покрупнее, но немногочисленных, путем перерубания из лодки и переползания через притопленный ствол. И в конце уперлись в тупик из земляного берега с характерной бобровой тропинкой. Назад, в левый рукав! Пришлось обоим сойти на берег. Работая топором, с берега частично разобрали край завала, провели лодку и затем не без труда в нее уселись с наклоненных стволиков. Проплыли метров двести - и новое препятствие. И снова, и снова, и снова. Когда кончались деревья по берегам, расслабиться не давали камыши, во многих местах вставая сплошной стеной во всю ширь русла и вынуждая порой класть весла и продвигаться подтягиванием за их стебли. Преград было так много и так часто, что мы сбились со счета. Вспомнились жуткие истории о походе ребят с Аквой по Снове-Тускари. Все это походило на издевательство - казалось, уже и так прыгнули выше головы, приняли достаточно мучений - а тут нате вам еще, и еще, и еще, и хуже!
Пытаясь не поддаваться надвигающемуся отчаянию, я старался систематизировать этот хаос и создал классификацию препятствий и способов их преодоления.
ПРЕПЯТСТВИЯ.
1. Заросли - камыш, осока, рогоз - бывают настолько густыми, что останавливают лодку даже при наличии глубины;
2. Заторы (возникают в узких местах): а)рясковые-пласт ряски толщиной более 10-15 см останавливает лодку не хуже почвы; б) из веток и небольших плавучих бревен; в) смешанные;
3. Завалы - нагромождения упавших с берега и потому малоподвижных (неподвижных) веток, бревен или деревьев. В свою очередь, часто вызывают заторы;
4. Бобровые плотины - по сути завал, скрепленный грязью от самого дна и образующий перекат;
5. Рукотворные: а) плотины; б) пороги; в) низкие (лежачие) мосты.
СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ.
А. Без покидания лодки:
1. Разбор завала/затора с лодки - руками или с применением весла, топора;
2. Сдвигание элементов завала в сторону, вверх или вниз (притапливание веслом);
3. Преодоление зарослей/завалов из тонких веток подтягиванием за ветки/стебли;
4. Скольжение по подводному препятствию - убедившись в отсутствии острых сучков, гвоздей, медленно скользить днищем, в случае остановки - осторожная раскачка, подтягивание за вышерасположенные предметы, приподнимание над препятствием, упираясь рукой или веслом;
Б. С покиданием лодки:
1. Выход на препятствие одного/обоих гребцов с переводом всплывшей лодки над притопленным препятствием руками;
2. Выход на берег одного/обоих с переводом лодки по воде;
3. Обнос препятствия по берегу, подразумевающий частичную/полную разгрузку лодки.
Уважаемый читатель, попрошу учесть,что все вышеперечисленные действия легко могут привести к частичному или полному погружению в ледяную воду или опрокидыванию судна. А на улице не более плюс пяти по Цельсию! Фонтаны адреналина!
И вот, мы с верным напарником медленно и мучительно продвигались по Реуту, совершив пару десятков преодолений без покидания лодки, одно из которых - полноценная боброплотина с перекатом, пару раз с выходом на берег без обноса, раза три с выходом на бревна посреди реки. И всего один обнос. Близ села Красновка наш путь преградило толстенное вербовое бревно, поваленное людьми для переправы. Пришлось вылезать на скользкий грязный берег в первозданные дебри. Пользуясь случаем, вскипятили на горелке чаю. Спереди нас ждали еще три часа мытарств. Но долго ли, коротко ли, и в густых сумерках мы уперлись в „лежачий ” мост между Косторной и Ефросимовкой. Здесь и решили ночевать.
Итоги дня были удручающими. Измотанные морально и физически, мы одолели не более семи километров при обычной норме в тридцать. Но делать нечего. Разгрузили лодку и переоделись в сухую одежду, после чего я занялся костром и котелком, а Коля палаткой. Дул пробирающий до костей „Сиверко”, укрытия от которого не было. Однако вода закипела и горячие фальш-лапша и картофель пюре от Роллтона с консервами и вполне приличный чай с сухарями подняли настроение. Даже несмотря на мрачные посулы местного жителя о том, что река „негодная” до самого Сейма. Спать. На улице минус один, в палатке, пока переодевались и окукливались в спальники, Колин газовый фонарь нагрел до плюс девяти. Но, засыпая, решили его отключить, дабы не угореть.
приплыли - с трёх сторон земля
обед у поваленного дерева
День второй
Спалось на удивление комфортно - холод не подбирался к бокам и ногам, как обычно - и мое предположение о раннем пробуждении из-за холода не оправдалось. Встал в 6:45! В палатке плюс четыре, снаружи ноль со скудным инеем.
На улице начало немного поколачивать, но короткая разминка, костер и завтрак исправили положение. Недопитый чай разлили по термосам, свернули лагерь, надели душераздирающе влажную и холодную одежду для гребли и, полные тревог и надежд, около 10:00 отправились.
Реут, как бы стремясь заманить нас слишком далеко, с утра порадовал практически чистой акваторией, невиданной доселе шириной - не менее 10 метров и симпатичными пейзажами по берегам. Так, наслаждаясь спокойной греблей, быстро миновали приличный мост во 2-м Мальцево, любовались храмом с воды. Впервые повстречали гусей, не видавших раньше людей в лодке. Они совершенно бестолково пытались уплыть вперед, а когда перестали держать темп, включили крылья, окатив нас облаком брызг и с жутким гоготаньем беспорядочно развалились по сторонам. Спустя час и 8 км после старта достигли Любимовки и сахарного завода.
А там порог высотой с метр из бетона с железным пешеходным мостиком над ним. Красивая картина, шум падающей воды и выглянувшее солнышко подняли настроение настолько, что мы забыли, что в мире есть зло, и даже помыли лодку от обильных следов вчерашнего кошмара. Весело совершили обнос, выпили чай из термосов и пустились дальше.
А зло ждало нас впереди, и очень близко. Река резко сузилась. Затор. Завал. Снова затор, снова завал. Плотина. Повсюду следы бобровых зубов. Преодоление за преодолением во всех комбинациях. В итоге досталось нам как бы не больше, чем вчера. С той лишь разницей, что промежутки между препятствиями были не 50-100 метров, а 300-500-1000. Мы успевали разогнаться и успокоиться, надежда и оптимизм - снова поднять голову. Но лодка быстро стала выглядеть, как вчера. Устав часа через три, у очередного завала решили пообедать. Тут со мной произошла авария. Нога соскользнула с берега и я набрал в сапог ледяной водицы. Колотун, всегда возникающий при остановках, усилился троекратно, а нога неприятно остыла. Попытался ее высушить футболкой. Очень не хотелось расходовать носки, предназначенные для ночевки. И тут я вспомнил, что был на двое носков. Одел по одному на ногу, обернул ногу полиэтиленовым пакетом и обул сапог. Тем не менее стопа не хотела согреваться, да и прием горячего питья мне теплее не сделал. Лишь начав грести, я согрелся, а много позже под фартуком байдарки на фоне постоянной работы пальцами выровнялась температура стоп.
Появилась и другая проблема. Я перестал понимать, где мы находимся. Чувство время-расстояние не работало из-за частых продолжительных остановок для одоления препятствий. Людей на берегах не было, чтобы спросить: „А что это за село?”. Интернет отрубили за неуплату, и навигатор телефона тоже не мог помочь. И поэтому стали появляться „непонятные” села, которых по моим представлениям не должно было быть. Стали закрадываться неприятные мысли типа: „Так это было не Колпаково, а Красная горка? Вот Колпаково?..”
К концу дня стали появляться широкие - до 20-25 м - места с очень близким известняковым дном, камни которого порой были очень велики и представляли определенную опасность. Но завалов меньше не становилось.
Запомнилось место - село, кажется, Любицкое, пешеходный мостик и две железных трубы более метра диаметром посреди реки без насыпи. В этом месте река превращается в узкую стремнину с почти головокружительным течением. И масса завалов, вполне обруливаемых, и известняковых глыб. И так с пол-километра. Жутко интересно.
К концу дня препятствия все-таки начали нервировать. Ведь так хотелось сегодня нагнать вчерашнее, чтобы завтра успеть до Льгова. И вот, в густых сумерках упираемся в обносной завал. По моим искаженным представлениям, мы прошли и Любицкое, и Комякино, и были максимум в километре от трассы Курск-Рыльск.
„Категорийная” высадка на изрытый норами бобров берег. Далеко не пасторальное место, даже неприятное, но выбирать не приходится. Долгожданное переодевание в сухую одежду. Палатка, костер, котелок. Лапша, каша из банки, чай. Баиньки. Перед сном с удовольствием думал, что преодолев не меньше, чем вчера, препятствий, прошли раза в четыре большее расстояние. И хотя в голове все еще теплилось безумное намерение достичь Льгова, был принят план Б. Поселок Карла Либкнехта.
Мост в с. 2-е Мальцево
дамба в Любимовке