19 июня 2013 Виктор Мараховский
Уважаемые читатели! Есть интересная новость из области массовой культуры — о событии, которое, возможно, резко изменит само представление о кинопроцессе в нашей стране.
1. Малоизвестная питерская независимая студия решила снять фильм о подвиге 28 героев-панфиловцев. Сюжет известен всем: 1941 год, танки вермахта рвутся к Москве, но на их пути встаёт 4-я рота 2-го батальона 1075-го полка 316-й Панфиловской стрелковой дивизии — и останавливает наступление немецкого танкового батальона.
Творческая группа предприняла ряд нестандартных для современного отечественного кино ходов. Во-первых, фильм было решено снимать строго по канонической версии подвига (без реверансов в сторону постсоветских «разоблачителей», обнаруживших, что панфиловцев было не 28, а 120 и что один из солдат, поначалу включённых в число павших героев, на деле выжил и, попав в плен к немцам, недолго работал на них в родном селе). На вопрос, «будет ли в фильме представлена кровавая гэбня, черенки, пьяные заградотряды, одна винтовка на троих и т.п.» — от продюсера проекта поступил резкий и конкретный ответ: «Нет. Фильм будет о героическом подвиге советских бойцов. И герои будут героями».
Выложенный в сеть тизер картины открыто повторяет стилистику «300 спартанцев», сегодня считающуюся эталонной для героического кино.
VIDEO 2. Сценарий и раскадровка были готовы уже в 2009 году. Но денег на съёмки у государства или у частных инвесторов студии найти не удалось, поскольку их резко напугала судьба михалковской эпопеи про предстояние и цитадель.
Поэтому, когда на начало съёмок потребовалась сумма 300 тыс. рублей, студия объявила сбор средств у пользователей интернета. Это было 4 дня назад. 300 тысяч творческая группа надеялась собрать за месяц.
По состоянию на сегодняшнее утро пользователи выдали студии миллион рублей.
За то время, пока писалась эта заметка, сумма увеличилась ещё на 80 тыс. рублей.
Общий бюджет фильма будет порядка 60 млн рублей — студия надеется, опираясь на энтузиазм жертвователей, привлечь какие-нибудь инвестиции покрупнее. Тем не менее обычные граждане уже объявили о том, что попытаются «накидать» эту сумму самостоятельно.
3. Все это говорит нам об одной простой вещи: народ у нас готов не только платить за готовый продукт, но и бескорыстно давать деньги просто на то, чтобы правильное с его точки зрения кино вообще было снято. А современные коммуникационные технологии позволяют народу не только собрать деньги, но и мониторить процесс создания картины в режиме реального времени.
В случае, если «28 героев-панфиловцев» окажутся ещё и удачным с художественной точки зрения фильмом (что совершенно не гарантируется, но вполне возможно), — данный способ кинопроизводства может дать старт вообще новой эпохе в истории отечественной масс-культуры.
Просто потому, что эта масс-культура будет создаваться в значительной степени самими массами с привлечением творцов-специалистов — в обход околобюджетной кинокасты, путающейся между собственным желанием попилить бюджет, желанием самовыразиться об зрителя с разбегу, желанием угодить воображаемому госцензору и желанием поехать на международный кинофестиваль во фраке.
Это, кстати, автоматически даст и кинокасте профессионалов дополнительный импульс к тому, чтобы снимать кино для зрителя.
…А сам выбор темы, киновоплощение которой граждане решили для начала поддержать, — говорит о гражданах только хорошее.
Уже только поэтому эксперимент есть смысл поддержать.
Тут написано, как.