«Реакционное духовенство Курского округа в своих проповедях также призывало сопротивляться мероприятиям партии и правительства по строительству социализма в нашей стране, выступало с критикой науки и т. д. Местные сектантские организации рассылали своих представителей по округу для проведения собраний с верующими и агитации против вступления в колхозы. Баптисты Обоянского района, например, заверяли крестьян в том, что у них (у баптистов) имеются свои организации за границей, которые помогут в борьбе против советской власти.»
«В результате успешного строительства социализма и большой работы партии по материалистическому воспитанию широких масс к этому времени заметно усилился отход населения от религии и увеличилось количество атеистов. Если на 15 сентября 1928 г. в Курском округе насчитывалось 73 ячейки безбожников с 2353 членами, то на 15 января 1929 г. их стало 109 с охватом членством в них 4230 человек. В Поныровском, Бесединском, Медвенском, Щигровском и других районах Курского округа многие верующие к этому времени отошли от религии и выносили постановления о закрытии церквей»
«Большой вред наносят религиозные праздники и здоровью верующих. Перед некоторыми из них (пасха, рождество) верующие «постятся», а затем безмерно пьют. едят, что вызывает желудочные заболевания, даже отравления, а значит — падение работоспособности. Безмерное пьянство и безделье в дни религиозных праздников ведут к нарушению социалистической морали, к несчастным случаям. Так. например, по данным районных больниц Советского, Свободинского, Ленинского (сельского) районов Курской области, в дни престольных праздников количество больных увеличивается на 5-15%.»
«Особенно большой вред как всему советскому обществу, так и самим верующим приносят поклонения «чудотворным» иконам и «святым» источникам. Вред этот наглядно виден на примере паломничества из Курска в Свободу и обратно.
Еще в период образования централизованного Московского государства церковниками была сфабрикована «чудотворная» курская икона и пущен слух, что она чудесно «явилась» на берегу реки Тускарь, у корня дерева. Икона, а также и вода в роднике, возле которого она была «найдена», были объявлены «чудотворными». Угнетенные и забитые феодальной эксплуатацией народные массы поверили этой выдумке церковников и в надежде найти избавление от болезней, мук и страданий стали совершать паломничество к месту «явления» курской иконы. Это паломничество, или «крестный ход», в Курской губернии являлось не только средством обогащения церковников, царской казны и купечества, и одним из важнейших средств духовного порабощения трудящихся эксплуататорскими классами.
Царские власти и церковники, прививая трудящимся массам вёру в «чудотворную» курскую икону, отвлекали их от борьбы против помещиков и капиталистов, сеяли ложную надежду на «чудесное» избавление от всех мук и страданий земной жизни. Сотни лет церковники обещают, что «наступит чудо», сотни лет верующие с надеждой и упованием ждут, но так до сих пор и не дождались его.
…
Придя с «крестным ходом» к Коренному «святому источнику», вся эта многотысячная масса паломников, подчас имеющих кожные заразные заболевания, спешит искупаться в реке, куда впадает источник, с иллюзорной надеждой на «исцеление». Многие тут же пьют грязную, взмученную воду, набирают ее в бутылки, флаконы и разносят по домам для «исцеления ближних» и таким образом подчас распространяют среди населения различные заразные болезни.
Во время массового купания паломников в речке Тускарь при впадении в нее этого родинка разного рода «знахари», «лекари» занимаются «лечением», особенно страдающих нервно-психическими заболеваниями. Объявив, что в них вселился «злой дух», «лекари» «изгоняют» его палками и другими тяжелыми предметами. Больная А. И. Шумакова, проживающая в г. Курске, вот уже второй год ходит на такое «исцеление» к иконе и к источнику, «...но здоровье мое, — говорит она, — не становится лучшим. Напротив, после купанья я почувствовала себя еще хуже».
Особенно много случаев заболеваний среди курских паломников наблюдается во время «крестного хода» в сентябре, когда начинаются осенние дожди. Усталые люди, идя покалено в грязи на расстоянии 30 километров, с иконами в руках, часто заражаются гриппом или получают тяжелые простудные болезни, надолго выводящие их из строя или навсегда понижающие трудоспособность.
Таким образом, религиозные пережитки, являясь наследием старых общественных формаций, не только наносят огромный идеологический вред советскому обществу, но и причиняют большой ущерб всему народному хозяйству страны и материальному благосостоянию наших людей, оказывая пагубное влияние на состояние их здоровья.»
«Большое значение для сохранения религиозных пережитков имеет широкое использование церковниками искусства. Верующие, поклоняясь мифической божественной силе, принимают участие в многочисленных обрядах, сопровождающихся пением, театрализованными шествиями (крестные ходы) и т. и. Церковная служба обычно подкрепляется хоровым и сольным пением, перезвоном колоколов и т. д. Вся эта ослепительная роскошь, необычайная театральность оказывает большое эмоциональное влияние на верующих.»
«В селе Локоть, Крупецкого района. Курской области имеется клуб и церковь. Весной 1956 г. в клубе кружки не работали, лекции не читались, кино бывало от случая к случаю. А в хорошо оформленной церкви имеется большой хор певчих. На пасху клуб был закрыт, потому что заведующий уехал в г. Глухов, и так как молодежи было некуда пойти, часть ее отправилась в церковь. Молодые люди говорили: «В церкви все празднично одеты, там мы друг друга посмотрим и себя покажем».»
«Как показывают факты, многие женщины у нас исполняют религиозные обряды потому, что они не заняты полезным общественным трудом, живут оторвано от коллектива, от общественной и культурной жизни.
Так, гражданка Васильева, проживающая в г. Курске, рассказала: «В молодости я посещала собрания, театры, кино, лекции, В бога не верила. Но вот лет десять, как я никуда не хожу, дома тоже работы немного. Однажды верующая соседка мне сказала: «Ну что ты сидишь дома, сходим в церковь». Я пошла, чтобы как-то рассеяться. В церкви встретила знакомых, поговорила с ними, а затем я стала ходить не только в большие праздники, но и по воскресеньям, хотя особой веры у меня нет и до сих пор».»
«В Вышних Деревеньках, Льговского района Курской области зимой 1957 г. в клубе было настолько холодно, грязно и неуютно, что молодежь его не посещала, а собиралась на посиделки (у предприимчивых тетушек: занимались гаданием, слушали суеверные истории, беседы о вере и прочем. Поэтому не случайно некоторая часть молодежи под влиянием гостеприимных «просветительниц» стала посещать церковь.»