Плацкартный вагон придумали низкие люди.
не знаю, низкими они были или высокими, но придумали его отнюдь не в СССР, как считает большинство. В СССР такой тип вагонов 3 класса обрёл законченную, привычную нам форму. Прототипом же служил пульмановский вагон начала 20 века. В Советах в связи с тем, что расстояния большие и просто сидячими креслами в большинстве случаев не обойтись, нужны спальные места, решили впихнуть невпихуемое и устроили эдакое общежитие на колесах, оборудовав целых 54 хоть не очень комфортных, но спальных места. И именно этот вагон стал самым популярным. Даже в эпоху недорогих и доступных советских ж/д билетов, народ в первую очередь раскупал эти места 3 класса, в народе именуемые плацкартом (хотя буквально это не так "плацкарта" это часть билета, оплачивающая место в вагоне (без инфраструктурной и тяговой составляющей)), в купейных же ездили в первую очередь командированные, льготники и прочие, чей проезд оплачивался не из собственного кармана. Ездили и за свои конечно, но с плацкартными местами купейные не конкурировали. Собственно, сейчас примерно так же всё и есть. Как сказал один мой знакомый железнодорожник, если к Соловью прицепить вагон-теплушку с дыркой в полу вместо туалета и продавать туда билеты по 100 рублей, то их раскупят самыми первыми
В Европе тоже есть подобные "народные" вагоны. Только это у них считается не 3, а 2 класс. Так называемые вагоны с кушетами. Более узкая ширина колеи не позволяет выпускать такие же широкие вагоны, как в России и они там на 25 см уже (стандарт РИЦ). Там невпихуемое впихивают по вертикали, т.е. в привычном нам купена 4 места спинка нижней полки трансформируется ещё в одну полку и таким образом купе становится 6-местным. Вот такой вот бутерброд. По длине можно вытянуться лучше, нежели в плацкарте, но жизненного пространства существенно меньше. На 1 и 2 полках зазор по высоте около 40 см, на 3 существенно побольше. Ну и понятно, ложиться спать и вставать пассажирам 1 и 2 полок нужно одновременно
Этот же вагон может ходить в режиме 1 класса. В этом случае средняя полка не задействуется, пассажиров 4, но билеты на 50% дороже.
Ну и пара фоток старинного пульмановского вагона. Тогда они были очень престижные