Путинский минимум...
Социологи отмечают, что нынешний путинский рейтинг, хоть и все еще высок, — это шестилетний минимум, с лета 2005 года.
Тогда в рейтинге нынешнего премьера тоже наблюдался некоторый спад после монетизации льгот, которая сильно не понравилась пожилым людям. Пенсионеры полагали, что реформа существенно ухудшит их материальное положение. Спад в рейтинге произошел сразу после митингов против монетизации льгот (с 69 в декабре 2004 до 65 в январе 2005 года, рейтинг «Единой России» тогда «просел» с 41 до 35 процентов).
Ныне материальное положение и вправду ухудшилось, не только по ожиданиям. В конце 2010 года опросы зафиксировали главную неудовлетворенность россиян — 27 процентов, подводя итоги года, отметили в качестве «плохого» понижение доходов или просто их низкий уровень. Это ниже, чем в кризисном 2009-м, но выше всего остального путинского десятилетия.
Предыдущие максимумы наблюдались 2001 и кризисный же 2008 годы — тогда на на плохой уровень доходов пожаловались 24 и 23 процента соответственно. Другая важнейшая проблема для россиян - болезни близких и собственные, но здесь прямой связи с падением рейтинга первых лиц не наблюдается. Относительно низко (хотя и не настолько как в 2009 году) число отметивших, что год не принес ничего плохого — оптимистов 27 процентов, что ниже уровня предкризисных 2006 и 2007 годов на 5 и 7 пунктов соответственно.
В целом же у социологов выходит, что Дмитрий Медведев не оправдал надежд граждан.
В 2008 году граждане, свидетельствует опрос «Левада-центра» во всех без исключения сферах общественной жизни ожидали заметные улучшения: прежде всего, в плане состояния российской экономики (баланс положительных и отрицательных ожиданий был 43%:5%). По данным "Левады", в сфере порядка и законности баланс был 34%:5%, в сфере материального благополучия - 36%:9%. Ухудшений в 2008 году в среднем ожидали лишь от 5% до 9% россиян. В настоящее время их констатируют уже от 9% до 43%. При этом максимальное ухудшение фиксируется в сфере состояния экономики и коррупции (по 30 процентов) и материального благополучия населения (43 процента).
Параллельно растут и протестные настроения:
по недавним данным Фонда «Общественное мнение» (ФОМ) число недовольных и готовых даже выйти на акции протеста превысило ничего такого не испытывающих (49 против 45 процентов). Как мы уже отмечали (см. Нация терпил), это не означает роста реальной уличной активности широких народных масс.
Однако грозит конкретными политическими издержками. Как видно из примера с монетизацией льгот, рейтинг партии власти существенно более зависим от народного недовольства, нежели рейтинги первых лиц. А у нас вскоре выборы в Государственную думу. В партии власти излучают оптимизм. «Последние данные «Левада-Центра» показывают, что колебания рейтинга партии в последнее время носили сезонный характер. Это была зима, которая всегда приводит к ухудшению самочувствия людей, к тому же не везде удалось сразу справиться с проблемой необоснованного роста тарифов ЖКХ», - уверен депутат-единоросс Андрей Исаев.
Правда, замеры рейтингов партий до начала непосредственно думской кампании вызывают известный скепсис у политтехнологов. Зато последние региональные выборы по ряду регионов продемонстрировали реальную невысокую для «тучных лет» популярность партии власти (см. Близко к провалу). А это чревато уже низкими показателями на выборах (вплоть до утраты простого большинства в нижней палате парламента, хотя поверить в это сегодня крайне трудно) и некоторым переформатированием публичного политического поля. А также отношений на нем.
Данные соцопросов, как можно предположить,
подтверждают гипотезу экономиста Александра Аузана о сути «общественного договора» между властью и населением, который изящно формулируется в виде простого «свободы на колбасу».
Ныне «колбаса» дорожает на фоне падающих доходов, а «свободы» так и нет. Да она в принципе никому и не нужна, если придется отдать «колбасу». Зато недовольство нарастает и постепенно выливается уже во вполне конкретное недовольство властью вообще и даже первыми лицами в частности. Вдобавок к этому раздаются недовольные возгласы региональных элит (см. Угроза по партийной линии).
В этих обстоятельствах у властей, кажется, остается два выхода быстрого поднятия рейтинга: создание ощутимой (необязательно реальной) внешней угрозы или покупка лояльности. Плюс: проведение яркой и действительно актуальной политической кампании, а не унылой ставки на беспомощную тематику ЖКХ. Первый вариант, как показывает пример Николя Саркози (операция в Ливии началась вечером перед местными выборами, но голлисты выборы проиграли с треском), не всегда помогает. Придется, видимо, Кудрину раскошеливаться.
http://www.polit.ru/event/2011/03/24/levada_putin.html