О пользе перспективного планирования (Виктор КРЮКОВ)
Как сделать так, чтобы улицы и площади Курска были удобны для автомобилистов и пешеходов? Об этом курские градоустроители задумывались давно…
К мысли о написании этого материала я пришел, рассматривая одну из фотографий сравнительно недавнего Курска. Середина шестидесятых годов, на Красной площади – только два трамвая и одинокий милицейский мотоцикл…
В те годы представить себе на улицах нашего города автомобильные пробки было просто невозможно. Казалось, что это неотъемлемая часть лишь «загнивающего капитализма». И все же городские архитекторы уже тогда начали задумываться об автоизобилии, которое рано или поздно заявит о себе.
Скажем, генплан 1958 года предусматривал значительное расширение проезжей части улицы Ленина. Мало того, тротуар с четной стороны тоже задумали расширить, чтобы под ним открытым способом соорудить односторонний путепровод для легкового транспорта. Автомобили на подходе со стороны улицы Дзержинского к Красной площади (на «полугоре») должны были уходить под землю и появляться на поверхности только в районе площади Перекальского.
Улицу и тротуар тогда расширили, строго следуя генплану, но с подземным путепроводом так и не получилось, хотя к разработке проекта приступили.
Предполагалось расширить и улицу Горького, перенеся «красную линию» ее западной стороны на несколько метров. Мало того, уже генплан 1958 года предусматривал сделать ее не тупиковой (что само по себе в центре города выглядит абсурдно), соединив с улицей Льва Толстого. К этой мысли городские архитекторы приходили и гораздо позже, скажем, в первом проекте (2004 год) жилого микрорайона на Лысой горе.
«Красную линию» зданий на улице Горького отодвинули, но проезжая часть осталась такой же узкой. А сегодня ее пропускная способность – и того меньше: у тротуаров теснятся припаркованные автомобили, то и дело норовя угнездиться на довольно широком и не всегда ухоженном газоне. Здесь, как минимум, можно соорудить карманы для парковки, как это было сделано недавно на улице Гоголя.
О продлении же этой транспортной коммуникации с выходом ее на улицу Льва Толстого как-то забыли…
Согласно генпланам 1958 и 1988 годов одной из главных транспортных параллелей улице Ленина должна была стать Семеновская, пропускную способность которой предполагалось увеличить в три раза. Дорожные развязки в этом случае позволяли свободно перемещаться отсюда как в сторону улицы Ленина, так и через надземный транспортный путепровод над поймой Кура. Последнее особенно важно, поскольку на всем протяжении главного городского холма (улицы Ленина, Горького, Семеновская) единственный путь в сторону городских массивов за Куром был и есть – через улицу Дзержинского.
Проект автомобильной эстакады через вторую курскую реку был сделан, уже приступили к выполнению отсыпки внизу улицы Ватутина, но вдруг на этой отсыпке появилась бензозаправка – как знак того, что о прекрасной задумке нужно забыть.
Второй мост через Тускарь (рядом с первым) предусматривался еще в 1958 году, задолго до того, как первый потребовал капитального ремонта. Движение и тогда предполагалось разделить на два потока: со стороны центра города – через первый мост, а обратно – через новый. Но движение «в город» предполагалось направить не рядом с трамвайной линией (как сегодня), а ниже, по дну распадка, потом 400 метров по подземному тоннелю с выходом в районе хлебозавода.
Генпланы минувших десятилетий предусматривали и нечто подобное пешеходным зонам. Скажем, долину реки Кур планировали использовать для устройства спортивного комплекса и зоны отдыха. Предполагались два мраморных пешеходных спуска со стороны Семеновской – вдоль Коммунистической и неподалеку от улицы Ватутина. Но потом решили отдать это прекрасное место под строительство водозабора, тем самым надолго оставив его в нынешнем состоянии.
Кстати, вопрос о благоустройстве еще одной пешеходной зоны – лестницы от улицы Мирной на Боевку – ставился уже в 1958 году. Но тогда речь шла о создании парка, который террасами уходил к реке, а каменная лестница становилась его осью.
Возрастет ли пропускная способность курских улиц, если с них окончательно исчезнут трамваи? В семидесятые годы принятие такого решения относительно улицы Ленина вызвало много споров среди архитекторов-градоустроителей. Но оно все-таки было принято – с учетом перспективы, а не из сиюминутных и уж тем более – коммерческих соображений. Два ряда рельс занимали слишком много места, пассажиры, выходящие из трамвая и входящие в него на остановках, то и дело перекрывали движение. Автобусы же (и троллейбусы) этими отрицательными качествами не обладают, на остановках они могут прижаться к тротуару, практически не мешая движению.
Сегодня трамваи в больших городах используются лишь в двух качествах: как скоростной транспорт протяженных и относительно прямых маршрутов со специальной подготовкой рельсового пути. По сути – внутригородская электричка. И второй вариант – транспорт – «ретро», подчеркивающий особенности города, привлекательный для туристов. В этом случае его применяют только на улицах, не загруженных прочим транспортом, и довольно часто – со сложным рельефом. Достаточно вспомнить холмистый Сан-Франциско, где стилизованный под старину травмай – один из символов города.
Стоит вспомнить, что провинциальный Курск стал третьим городом дореволюционной России, который обзавелся своим трамваем. Этот факт долго был предметом гордости курян…
Однако не стоит забывать, что в нашем городе трамвай долго еще будет самым демократичным транспортом.
Сегодня центр города застраивается многоэтажными зданиями, тем самым автомобильный «тромбоз» усугубляется. Вспомните 17-этажные жилые коробки на Почтовой или огромное офисное здание на углу Радищева и Дзержинского. Даже если рядом предусмотрены адекватные по вместимости парковки, до них еще нужно добраться по загруженным улицам.
К каким автодорожным проблемам привела Москву непродуманная архитектурная коммерциализация, сегодня знает любой. Это же (хотя и в меньших масштабах) может грозить и нашему городу – лет через пять, если учесть темпы роста «автопоголовья». Так, возможно, стоит объявить мораторий на любое строительство в центре города? Хотя бы до той поры, когда вопрос дорожных развязок, автопарковок и прочей дорожной инфраструктуры будет решен основательно.
http://www.gi-kursk.ru/number/2991/actual/002135/