Историческое место города Курск – площадь Перекальского, а до войны Десято-Пятницкая площадь
На развилке двух дорог, где одна убегала вправо, в Ямскую, а другая уходила вдаль на север, в Москву, в последние два с половиной столетия происходили события, которые стали Историей нашего города. Славной историей города Курска.
Войны и мирное время, кровь, пот и слёзы курян , подвиг воинов и строителей насытили это место духовностью и красотой. И как памятник и венец нашей истории, на этом месте теперь живёт и трудится Храм науки и Кузница медицинских кадров – Медицинский институт.
В 1848 году вице-губернатором Курска стал Михаил Васильевич Селецкий. В следующем году в губернском городе была учреждена арестантская рота гражданского ведомства. В империи это был один из родов исправительных наказаний, возникший из-за стремления заменить дорогостоящую по расходам пересылку каторжан в Сибирь арестантскими ротами. Как важное начальственное лицо М. В. Селецкий стал её попечителем.
Тюремное заведение было создано на основании «Положения об исправительных арестантских ротах гражданского ведомства» от 15 августа 1845 года. Сюда стали привозить осужденных по приговорам местных судов. В основном в тюремное заведение попадали люди за мелкие уголовные и политические преступления.
Первое время курская рота размещалась в доме купца Сыромятникова, а в 1849 году для неё было заложено крупное трёхэтажное здание за Московскими воротами по проекту архитектора Г. А. Григорьева. Подрядчик Н. Свешников выстроил корпус тюрьмы с двумя флигелями к 1851 году. Главный суровый фасад здания глядел на Десято-Пятницкую площадь и уходящую вдаль главную улицу города - Московскую.
На фото с колокольни Никитской церкви видны Московские ворота (2), Арестантская рота(1), первая в Курске водонапорная Башня(4) с которой, по словам очевидцев, можно было разглядеть Коренную пустынь в м.Свобода, в хорошую погоду, конечно.
Вернёмся к Арестантской роте. Позже здесь содержались польские повстанцы восстания 1863-1864 годов. До 1863 года курская арестантская рота входила в ведомство главного управления путей сообщения и публичных зданий, а в 1864 году была переведена в ведение губернатора. По закону от 31 марта 1870 года арестантская рота получила наименование Исправительного арестантского отделения и просуществовала в таком виде до Октябрьской революции.
Кормили заключённых скудно, покупая по дешёвке залежалые продукты в бакалейных лавках, выращивая для них овощи на огороде, размещённом прямо за тюрьмой.
Работали они в портняжной, сапожной, столярной и слесарно-кузнечной мастерских. Арестантов постоянно отправляли в город на общественные работы по уборке улиц и вывозу мусора, а те, кто вывозил нечистоты, получали от казны особое вознаграждение. Много работ было произведено арестантами по выравниванию гористых спусков. Это касалось, в первую очередь, нынешних улиц Перекальского, Сонина, Дзержинского.
7 января 1864 года Эдуард Шиллер из Праги, сын немецкого фабриканта, вместе с другими польскими повстанцами был взят русскими в плен с оружием в руках. Сначала он попал на сборный пункт в Псков, а затем по этапу был переведён во Владимир, где военно-судебная комиссия приговорила его к тюремному заключению в курской арестантской роте. Здесь отпрыск богатой пражской семьи пробыл около двух лет. Тяжело пришлось революционеру на курской земле. Днём он работал наряду с другими заключёнными: выравнивал гористые спуски, устраивал различные насыпи и, главным образом, мостил улицы. Стоя на коленях в песке, он мостил булыжником мостовые, укладывая камень к камню и нетерпеливо ожидая, когда привезут деревянную кадку арестантских щей и подадут краюху чёрного ситного хлеба.
В главном корпусе на первом этаже при входе находилась комната для караула. Здесь же располагались два карцера, хлебопекарня, кухня и кладовая. Помещения на втором этаже предназначались для администрации тюрьмы, а на третьем размещались камеры заключённых. В конце XIX века здесь была освящена домовая Николаевская церковь. При тюрьме была больница с аптекой.
В начале XX века здание было надстроено четвёртым этажом. Это способствовало размещению большего количества арестантов. Тюрьма зачастую была переполнена - в ней содержалось до 500 заключённых, в основном крестьян и рабочих, хотя она была рассчитана только на 200 человек.
После 1905 года в тюрьмах Курска (вторая, губернская, размещалась за Херсонскими воротами) количество заключённых резко увеличилось. В 1909-1910 годах в местных застенках привели в исполнение 22 смертных приговора. Здесь в 1911 году умер член социал-демократической фракции II Государственной Думы А. П. Джапаридзе. В том же году при тюрьме была окончена постройка бани и новой прачечной. Два раза в месяц арестантов стали водить в баню, выдавая перед этим чистое бельё.
А вокруг Роты кипела жизнь. Строится первый водопровод в городе и Водонапорная башня. Отрываются и устраиваются погреба для хранения солений, варений и урожая овощей и яблок. Улица, ныне Павлова, так и называлась – Подвальная.
И конечно крёстный ход.
Ежегодно в пятницу девятой недели после празднования Пасхи икона "Знамение" торжественно крестным ходом переносилась из Курского Знаменского собора на место ее явления в Коренную пустынь, где она оставалась до 12 сентября, а 13-го числа икона с торжествами возвращалась в Курск. Обычай крестного хода был установлен с 1618 г. по указу царя Михаила Федоровича в память перенесения иконы из Москвы в Курск и в воспоминание о ее первоначальном явлении. Икона выносилась из Знаменского монастыря, и Ход двигался к Московским воротам, где сворачивал на Ямскую гору. Здесь, у Часовни за Московскими воротами делался первый привал.
Часовню построили как раз в нескольких десятках метров вниз по Ямскому спуску. Сейчас на этом месте дорога с её трамваями, потоком машин и студентов мединститута.
Вот так бы это выглядело, если бы можно было переместиться во времени, совместив пространство.
С этой Часовней связана трагическая история Революции и Гражданской войны. В августе 18-го года после убийства Урицкого был объявлен красный террор. Всех представителей так называемых эксплуататорских классов арестовывали, многих расстреливали. Перед расстрелом люди сидели взаперти, ждали своего последнего часа. В Курске арестованных держали в актовом зале мужской гимназии. Сейчас это здание Электроаппаратного завода, то, что со шпилем. Наверно они были особым контингентом, находящимся в ведении ЧеКа, и обычные тюрьмы для этой организации были чем-то неудобными.
Вот рассказ одного старика, тогда ещё мальчишки:
- Курск 20 сентября 1919 г. заняли деникинцы. Уже на второй или третий день в газетах появилось объявление: всякий, кто хочет убедиться какие зверства творили большевики, может прийти в дом номер такой-то по Херсонской улице. Это особняк из красного кирпича, в стиле модерн. Он второй от угла Даньшинской (ныне Овечкина). Мы, мальчишки, бегали туда. Там все двери и окна были открыты, но из подвалов разносилась такая вонь, что надо было носы платками закрывать. Никогда не забуду того, что я там увидел. Представь, полы покрыты бурой слизью, от которой идет тошнотворный запах. Дальняя от входной двери стена, почти до потолка – в сплошных темных потеках. Кирпичи на стене выщерблены пулями. Мы с ребятами и двух минут не выдержали – скорее наверх, глотнуть свежего воздуха!
Во дворе стояли группы людей по три-четыре человека и я, помню, услышал такие слова: "Они убитых вывозили в овраги за кладбищем и за Чертов мост, где пески и болота. Ну а тех, кого расстреляли перед самым бегством, свалили прямо здесь, во дворе".
Около этой Часовни на Ямской горе были вырыты братские могилы, где было похоронено 117 человек, извлеченных из оврага Глинище, погибших в начале революции. Сейчас от часовни и братских могил на этом месте следов не осталось.
Вне всякого сомнения "погибшие в начале революции" - это жертвы красного террора, которых деникинцы с почестями перезахоронили возле той Часовни, куда ежегодно приносили чудотворную Знаменскую икону во время крестного хода. Конечно же, большевистской власти этот мемориал был не нужен, вот почему очень скоро «от часовни и могил следов не осталось». Уже много лет это место закрыто асфальтом, по нему проложена трамвайная линия, над ним проносятся автомобили и стучат колеса трамваев и …стоит восточное крыло Мединститута. И лежат безвинные жертвы страшного террора, забытые своими потомками.
После Октябрьской революции в здании размещалась ГИТ - государственная исправительная тюрьма. Ещё в 1928 году была разработана смета ремонта исправительного дома, но в связи с постановлением ВЦИК и СНК РСФСР Курская губерния была упразднена, а с ней ликвидировали ГИТ.
В начале 30-х годов прошлого века в здании бывшей тюрьмы разместили фабрично-заводское училище, но уже в 1935 году местные власти решили отдать его под медицинский институт.
Началась перестройка здания.
Через год здание обрело новый фасад и приняло первых студентов.
В 1936 году, переделав снизу до верху коробку старой тюрьмы, строители стали возводить на бывшей Десято-Пятницкой площади (теперь её стали называть Вузовской) огромную для довоенного Курска постройку - здание медицинского института. Его проект разработали московские архитекторы Лидия Бульковштейн и Константин Мельников.
Русский и советский архитектор, художник и педагог, заслуженный архитектор РСФСР Константин Степанович Мельников - один из лидеров направления авангарда в советской архитектуре в 1923—1933 годах.
Константин Мельников ещё в 1930-е годы получил мировое признание как «великий русский архитектор» современности, однако его уникальная творческая концепция в те же годы подверглась в СССР резкой критике за «формализм»; архитектор по сути был отлучён от профессии (последняя постройка по его проекту датирована 1936 годом). Возможно, этим и объясняется редкое упоминание Константина Степановича, как проводника основной идеи здания Мединститута.
На сооружение здания ушло 3,5 миллиона рублей. Строители быстро ввели в строй центральную часть корпуса. Его украсил мощный парапет, подпертый по бокам парными колоннами, и крупный портал. Уже в 1937 году было построено левое крыло, а в 1938-м - правое.
Красивое здание с большими закруглёнными фасадными углами простиралось от площади по двум сходящимся клином улицам - Ямской горе (теперь ул. Перекальского) и Карла Маркса.
Институт быстро развернул здесь лекционные аудитории и лаборатории и к началу Великой Отечественной войны располагал тридцатью двумя хорошо оборудованными кафедрами, богатой библиотекой.
Началась война. 2 ноября 1941 года у стен здания оккупанты расстреляли 25 жителей города. Много дней не убирались трупы для запугивания населения. Теперь, как напоминание о фашистских зверствах, на центральном фасаде здания установлена памятная бронзовая доска работы скульптора Н. П. Криволапова.
Гитлеровцы разместили в здании полевой лазарет. При бегстве из Курска они не успели уничтожить институтский корпус и разрушили только подсобные помещения и котельную. Позднее попавшая в здание немецкая бомба полностью вывела из строя его левое крыло.
В сентябре 1943 года группа профессоров - А.В. Рудченко, М.Г. Рудицкий, X.Н. Левитан, Н.Д. Николаев, А.Г. Бутылин - была направлена Наркомздравом для проведения подготовительных работ по восстановлению Курского медицинского института. Вскоре прибыло его имущество, хранившееся в Казахском медицинском институте. Вернулась из Алма-Аты и последняя группа профессорско-преподавательского состава.
В работах по восстановлению здания института участвовали добровольные студенческие строительные бригады, сотрудники и преподаватели. Выпускник института, Герой Социалистического Труда Н. Пшеничных вспоминал: «...Тогда, в 1945-м, восстановлена была, да и то наспех, только центральная часть здания. Во многих окнах вместо стёкол - фанера. В единственной аудитории стояли сколоченные из досок скамейки. Занятия по некоторым предметам проводились иногда на воздухе, где мы располагались прямо на брёвнах, иногда в коридорах».
В пятидесятых годах здание было реконструировано по проекту курского архитектора А. Г. Шуклина. На центральном фасаде вместо парапета появился фронтон, поддерживаемый с двух сторон трёхчетвертными колоннами коринфского ордера. Главный вход представлял собой четырёхколонный одноэтажный портик. Над ним - барельефы знаменитых учёных, размещённые в простенках между окнами второго этажа. Центральную часть фронтона украшал герб РСФСР, обрамлённый знамёнами. Боковые колонны поддерживал карниз с парапетом и декоративными обелисками.
В 1951 году институт приступил к подготовке своих научных кадров, открыв для этого аспирантуру. В 1966 году к лечебному факультету добавился фармацевтический.
В 1984 году институт стал вузом первой категории. 23 января 1985 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за заслуги в подготовке квалифицированных кадров, развитии народного здравоохранения и медицинской науки Курский государственный медицинский институт был награждён орденом Трудового Красного Знамени.
P.S. Статью спер с футбольного форума курских болельщиков >>>