В новейших стратегических планах России Польша занимает далекое 41 место! Так следует из секретного российского документа, содержание которого удалось узнать польским дипломатам в Москве.
«Настолько маргинальное значение Варшавы в планах Москвы стало для меня большой неожиданностью», - говорит один из ознакомившихся с документом дипломатов. «У меня не было иллюзий, что мы значим в российской политике много, но я не думал, что настолько мало», - добавляет он. Нет никаких сомнений, что люди, стоящие во главе польского государства знают содержание этого секретного документа.
Эксперт по России, профессор Ягеллонского университета Анджей Новак (Andrzej Nowak) также не скрывал своего удивления, услышав о месте Польши в российских стратегических планах. «Однако в целом я осознаю, что в глазах России, которую представляет Владимир Путин и консолидированная вокруг него политическая элита (70 процентов которой - это выходцы из советских спецслужб), Польша функционирует практически исключительно как своеобразный коридор для деловых связей России со странами т.н. "настоящей" Европы», - говорит он. По мнению Новака, для нынешней московской элиты существует настоящая Европа, которая начинается за западной польской границей – это, прежде всего, Германия, а также Франция, Италия и Великобритания. К этим странам Россия относится серьезно или относительно серьезно.
Эксперт напоминает об известной инструкции для российских послов, подписанной Путиным, когда тот был президентом. В ней можно прочесть, что Европейский Союз в целом не является для России партнером. Ее партнеры, как инструктировал Путин, - это имперские столицы – Берлин, Париж, Рим, и еще гипотетически Лондон и Мадрид. «На этих столицах список заканчивался», - говорит Анджей Новак.
Бывший министр иностранных дел, а ныне сопредседатель группы по сложным вопросам профессор Адам Ротфельд (Adam Rotfeld) не скрывает, что разговаривать с Россией нелегко. При этом он считает, что в последнее время Россия прокладывает себе путь к осознанию, что Польша является полностью независимым государством, с которым следует выстраивать партнерские отношения. Одновременно Ротфельд подчеркивает, что Москва старается извлечь как можно больше выгоды, что более всего заметно в экономических отношениях с Польшей. При заключении договоров работает то, что западные государства очень мало знают о России. «К сожалению, с их стороны это незнание очень распространено, эта проблема касается и нас», - говорит Адам Ротфельд.
Глава комиссии по Восточной Европе Польской академии знаний (PAU) профессор Юзеф Смага (Józef Smaga) напоминает, что нынешняя Третья Польская республика долгое время была для России так называемым ближним зарубежьем, что проистекает из продолжения советского мышления, когда россияне говорили «курица не птица, Польша не заграница». Сейчас отношение к Польше меняется, но очень медленно. Россияне начинают понимать, что Польша, являясь членом НАТО и ЕС, стала уже другим, гораздо более сильным государством. Юзеф Смага утверждает, что мы не сможем понять россиян, если не поймем их менталитет великого народа, величие которого связано не только с военными и дипломатическими завоеваниями, но и с масштабом страданий. «Они убеждены, что ни один народ не пережил столько зла и потерь, сколько они. Это невероятно, но россияне испытывают чувство гордости от того, что во Второй мировой войне они потеряли как минимум 23 миллиона граждан. Смерть этих людей должна быть для них позорной страницей, а является по сей день поводом для гордости».
Бывший советник президента Рональда Рейгана по Восточной Европе профессор Ричард Пайпс (Richard Pipes) считает, что Россия нацелена сейчас на сближение с Европой, что вызвано страхом перед Китаем. «Россиянам нужны какие-нибудь союзники, поэтому Европейский Союз для них сейчас важен. А Польша – это ворота в Европу», - говорит Пайпс. Одновременно он добавляет: «Россия относится к Польше с презрением. Для них это маленькая страна, которая предала славян и славянство. У России есть претензии, что Польша – католическая страна, а для россиян настоящие славяне должны быть православными. Об этой проблеме мало говорят, но она сидит занозой в головах многих россиян».
При этом эксперты по России, включая профессоров Новака и Смагу, подчеркивают, что так называемые простые россияне в целом настроены к полякам дружелюбно или доброжелательно.
подляки опять доказали свою непричастность к землянам