Задумался о роли молодёжи в обществе, потом о самом обществе. И что называется, нахлынуло былое. Делюсь.
Увы, молодежь сейчас не является будущем страны, как это принято говорить, она даже не потенциальная контрэлита. Молодежь, которая сформировалась на западных ценностях представляет собой определенную субкультуру. Способ отношения к жизни, система ценностей (в ее основе идея жизни «как вечного кайфа»), безумное потребительство и гедонизм, социальная апатия и забвение своего прошлого. Можно сказать проще в США это называется «тинэйджерство», великововозрастные безответственные балбесы, для которых смыслом жизни является потреблением массовой культуры, такая молодежь не может быть опорой российского государства, самое плохое в том, что образ тинэйджера предъявляется обществу для подражания, судя по телевизионной рекламе мы все должны быть такими же халенинькими, бодренькими деградантами. Исходя из этого, я определяю для себя талантливую молодежь как группу настроенную на антитинэйджерство и антипотребительство. Талантливая молодежь - это ядро новой субкультуры, проникнутой идеей ответственности и служения. Человека с убеждениями воспринимают как неадекватного, «бабло побеждает зло», как говорил один из героев известного фильма. Столкнувшись на опыте, я очень рано избавился от иллюзии «молодежь наше будущее». В свою очередь талант складывается из ряда качеств – креативность (способность создавать принципиально новое, способность к творчеству), лидерские качества (умение аргументировано убеждать и вести за собой). Наконец, то качество, которое Л.Н. Гумилев обозначал как пассионарность – способность к сверх напряжению ради великой цели, или как говорил Ницше: «Воля к власти». Рамкой для этих качеств является активная гражданская позиция, выраженная в патриотизме и национализме, т.е. в чувстве единства со своим государством и народом.
Сегодня не созданы социальные предпосылки, формирующие запрос на талантливую молодежь. Я бы выделил две основные проблемы. Первой проблемой является то, что в стране нет внятного общественного проекта, нет объяснения, зачем мы «здесь вместе собрались», есть ли у нас общие интересы. Когда отсутствует такое общее видение, нет платформы, на которой объединилось все лучшее, что есть в нашей молодежи, все мы раздробленны, каждый сам за себя, то, что американцы называют «self made man» (сделавший сам себя). Вот так и живем, каждый сам за себя, каждый сам по себе и в итоге спасайся, кто может. Но запрос на общий проект очень велик, он живет в подсознании народа и молодежи как его части. Я смотрю в глаза своим сверстникам и вижу в них тоску, по утраченной осмысленности бытия, тоску по плечу товарища стоящего с тобой в одном строю. Многие проницательные мыслители называют Россию неофеодальным обществом, клановость ее главная черта и ее главный порок, это и есть вторая причина. Всюду сидят чьи-то родственники и смотрят злыми глазами на талантливую одиночку, который готов покуситься на их теплое местечко. Чтобы дать талантливой молодежи шанс на самореализацию нужно создавать специальные институты, структуры вертикальной мобильности, которые позволят пробить кланово-бюракратическую плесень, покрывающую ядро российской власти. Примером таких структур должны являться независимые молодежные движения, ориентированные на продвижение молодежи во власть.
Каким образом можно удержать молодого талантливого специалиста в стране? Для этого необходимо поднять его социальный и материальный статус. Талантливой молодежи, в стране состоящей из 1% «мальчиков-мажоров» и 99% лишенной перспектив и достойного заработка никогда не будет.
Каким образом можно вернуть талантливых молодых специалиста обратно в Россию? Прежде всего, нужно восстановить престиж нашего государства. Трудиться на благо сильной и уважаемой страны престижно. Но естественно это не все. Это позволит вернуть тех, кто был насильно вытолкнут убогой российской властью начала 90-х. Тех, кто будучи патриотом и желая работать на благо России был нагло и беззаконно был лишен базовых условий для своей работы, те же кто уехал по доброй воле это отрезанный ломоть. С их отсутствием надо смериться. Да и горевать здесь по большому счету не о чем.
Для выживания России нужны общественно-значимые специальности: учителя, врачи, военные, инженерно-технические работники. Для прорыва, резкого изменения статуса, для перехода от статуса сырьевой периферии развитых стран к супердержавности, нужны мощные научные кадры. Не секрет, что мы уже очень сильно отстали от развитых капиталистических стран, в такой отрасли, как производство товаров широкого потребления. Наш шанс - развитие принципиально новых технологий и создание принципиально новых отраслей экономики, такие сферы определенны в послании Президента Федеральному посланию. Мы их создадим, и мы же будем в них лидерами, следовательно, нужны талантливые специалисты именно в этих инновационных областях. Это и новая энергетика (дешевые, экономичные и экологичные виды энергоресурсов), новый транспорт, скоростной и дешевый, что особенно актуально для гигантских просторов России и много других отраслей.
Какие категории талантливой молодежи способны сформировать привлекательный имидж России? Имидж это работа в сфере гуманитарных технологий, одно из уязвимых мест России, как и ее предшественника Советского Союза. СССР проиграл в холодной войне упустив революцию новых гуманитарных технологий. Что я имею ввиду? Гуманитарные технологии это технологии управления человеком и обществом, это работа с самым важным, звеном инновационного развития - человеком. Они находятся на стыке современной психологии маркетинга, теории социальных систем. Специалисты в области гуманитарных технологий могут организовывать принципиально новые виды социальных связей – сети. Сети долговечны и неуязвимы традиционным видом физического и экономического воздействия. Сетевые технологии использовали, в том числе и в ходе «оранжевых» революций. Настала пора овладевать этими технологиями и нам.
Что касается мирового рынка и роли на нём нашей молодёжи. Уверен, что нам нужен не столько мировой рынок, которому от России нужны лишь ресурсы и «дешевые мозги» талантливой молодежи, сколько экономическая интеграция в рамках постсоветского пространства. Русские и их естественные геополитические союзники из бывших советских республик должны создать свою собственную «мир-экономику» (по терминологии И. Валлерстайна), а не встраиваться на подчиненном положении в чужие. Мы не желаем нашей стране «быть маленькой шестеркой в большой восьмерке». Интеграционные процессы в рамках ЕвраАзЕС являются правильным решением.
Методы и формы работы с талантливой молодежью хорошо известны – стипендии со стороны государства и бизнеса, целевое обучение с гарантией трудоустройства. Но это лишь верхушка айсберга. Работа с основной массой молодежи нет, в том числе и в странах запада. Падение качества образования, наркомания и преступность это вопросы из разряда вечных и трудно решаемых даже для развитых стран. Здесь мы должны не сколько учиться, сколько нащупывать свой собственный путь. Многому можно научиться у СССР в его лучшие годы. Работать с талантливой молодежью должны признанные профессионалы в своих сферах. Таких людей у нас в стране достаточно много и выделять среди них кого-то конкретно было бы неправильно.