Могли бы мы победить без западных союзников?
То есть предположим, что Англия и США вообще не участвовали бы во Второй мировой войне. Чего бы тогда лишился Советский Союз? Начнем с ленд-лиза. У нас любят цитировать председателя Госплана Николая Вознесенского, заявившего, что помощь по ленд-лизу составила не более 4% от общего объема советского производства военных лет. Пусть так, хотя как корректно определять тогдашнее соотношение между долларом и рублем, никто еще не придумал. Но если мы возьмем несколько натуральных показателей, то станет понятно, что без помощи западных союзников советская военная экономика не могла бы удовлетворять запросы фронта. По ленд-лизу поступила примерно половина всего алюминия, потребленного советской промышленностью в военные годы, основная часть легирующих добавок, без которых невозможно было производство качественной брони, более трети потребленного в СССР авиабензина и использованных во время войны взрывчатых веществ. Поставленные по ленд-лизу автомашины составили треть фронтового автопарка. Не говоря уже о том, что по ленд-лизу доставили основную часть вагонов, паровозов и рельс, благодаря которым бесперебойно функционировал советский железнодорожный транспорт. По ленд-лизу также поступила основная часть радиостанций и радаров, а также множество разнообразного промышленного оборудования, танков, самолетов, зенитных орудий и т.д. Да и американскую тушенку и меланж не следует забывать.
Вот и подумайте: победили ли бы мы, если бы произвели вдвое меньше самолетов, на четверть меньше танков, на треть меньше боеприпасов, если бы у нас не хватало машин для перевозки войск, если бы у нас было в несколько раз меньше радиостанций, не было радаров и много еще какой импортной техники.
Не надо забывать и о том, что наиболее тяжелые поражения на Восточном фронте, вроде разгрома в Белоруссии и Румынии, вермахт стал нести после высадки в Нормандии, куда были переброшены лучшие германские танковые дивизии и основные силы авиации. Да и вообще две трети своих потерь люфтваффе понесли в борьбе против западных союзников. Также против Англии и Америки действовал почти весь германский военно-морской флот. А в последний год войны англо-американские войска отвлекали на себя более трети германских сухопутных сил.
Только представьте на минуту, что СССР сражался бы с Германией один на один. Тогда на Красную Армию обрушилась бы вся мощь люфтваффе и германского флота, равно как и вся германская сухопутная армия. А советские войска, имея вдвое меньше самолетов, никогда бы не завоевали господства в воздухе, не смогли бы в условиях подавляющего превосходства германского флота долго оборонять Севастополь и Ленинград, вряд ли одержали бы победы под Сталинградом и Курском. Боюсь, что в поединке один на один между Красной Армией и вермахтом советское поражение было бы весьма вероятным.
А теперь попробуем представить себе прямо противоположную ситуацию: Советский Союз в войне не участвует, сохраняет нейтралитет и снабжает Германию сырьем и продовольствием (вариант - в 1942 году СССР терпит поражение и выходит из войны, как это описано в фантастическом романе Роберта Харриса "Фатерланд" и поставленном по его мотивам голливудском фильме). Как бы тогда закончилась борьба Англии и США против Германии? Экономический потенциал западных союзников все равно превосходил бы германский, что обеспечило бы в долгосрочной перспективе господство англо-американской авиации и флота и исключило бы германскую высадку на Британские острова. Война свелась бы главным образом к стратегическим бомбардировкам территории Германии. Однако по части сухопутных войск армиям Англии и США еще долго пришлось бы догонять вермахт. Исходя из того, что нам известно о развитии американского и германского ядерных проектов, можно утверждать, что неучастие СССР в войне не оказало бы существенного влияния на скорость их реализации. Разрыв между немцами и американцами на пути к атомной бомбе в 1945 году составлял не менее трех лет, поскольку американцы еще в конце 1942 года осуществили цепную реакцию в реакторе, а у немцев такой эксперимент в марте 1945 года закончился неудачей. Так что не приходится сомневаться, что США получили бы атомную бомбу в тот момент, когда Германии до нее было бы еще далеко. Американцы, конечно же, не стали бы тратить это дефицитное оружие на уже поверженную Японию, а, поднакопив ядерных боезарядов, обрушили бы в конце 1945 или в начале 1946 года десятки ядерных бомб на Берлин и Гамбург, Нюрнберг и Мюнхен, Кельн и Франкфурт-на-Майне. Вероятно, война закончилась бы капитуляцией Германии после уничтожения ее крупнейших городов и промышленных зон. Так что можно с уверенностью сказать, что Красная Армия своим героическим сопротивлением избавила немцев от ужасов атомных бомбардировок.
Борис Соколов (российский историк, критик и литературовед. доктор филологических наук, кандидат исторических наук, член Русского ПЕН-Центра.)