На платных стоянках в аэропортах не отвечают за сохранность автомобилей

Фото с сайта domodedovo.ru
Общество защиты прав потребителей "Общественный контроль" заявило, что готово помочь всем автолюбителям, чьи машины пострадали на платных стоянках, в основном расположенных возле столичных аэропортов. Сообщает "Российская газета".
Многие автовладельцы жалуются, что, оставляя там на несколько суток свою машину, они находят ее без колес, со вскрытыми дверями. Или вообще не могут найти: угнали. Парковщики же заявляют, что они ни за что не отвечают, их дело только взять деньги, и немалые, за право поставить автомобиль на огороженном участке асфальта.
На днях на платной парковке аэропорта Домодедово разразился громкий скандал. Семья Денисовых в начале этого месяца оставила свой Nissan на стоянке на трое суток. По прилету, придя на парковку, они обнаружили у своей "японки" вместо колес стопки кирпичей и сломанные замки в дверях. Денисовы вызвали милицию, вместе с которой и выяснили, что парковку никто не охраняет уже два месяца. Но с автовладельцев продолжают аккуратно собирать по 500 рублей в сутки. Стоянка без охраны принимает около одной тысячи автомобилей, принося суточную прибыль почти в полмиллиона рублей.
Владельцы парковки решили не брать с семьи Денисовых деньги за стоянку. Но категорически отказались выплатить компенсацию за похищенное имущество.
В пресс-службе аэропорта пояснили: чтобы администрация стоянки несла ответственность за сохранность машины, клиентам нужно предъявлять ее сотрудникам парковки для осмотра, оформлять документ, удостоверяющий заключение договора хранения, проверять товарный вид и комплектность, как это установлено нормативными актами. Однако это привело бы к гигантским пробкам и удорожанию места на стоянке. За сохранность транспортных средств не отвечают и хозяева парковок в других аэропортах.
Самое интересное, что формально придраться не к чему. По правилам именно такую долгую процедуру надо пройти, чтобы сдать свое транспортное средство на ответственное хранение. Но кто-нибудь из клиентов следовал им?
Сама эта услуга приносит владельцам стоянок приличные деньги. Например, во Внуково парковочный комплекс насчитывает около 900 мест. Стоимость парковки в сутки - 650 рублей. Суточная прибыль составляет почти 600 тысяч рублей.
В Шереметьево за парковку отвечают сразу несколько фирм. Цена на них колеблется от 200 до 350 рублей в сутки. У нового терминала D платная парковка рассчитана на 4 тысячи мест и обойдется в 500 рублей.
Возникает вопрос: почему же, зарабатывая на нас такие деньги, хозяева стоянок не хотят ни за что отвечать? И как пострадавшему автовладельцу выбраться из этого замкнутого круга? Юристы "Общественного контроля" считают, что бороться с подобным беспределом можно.
С точки зрения защиты прав потребителей платных неохраняемых парковок вообще быть не должно.
- Вы платите деньги администрации парковки не за аренду места, - пояснил корреспонденту "РГ" юрист "Общественного контроля" Дмитрий Лесняк. - Главная услуга - это договор хранения транспортного средства. И она подпадает под Закон "О защите прав потребителей". Если человек оплатил парковку автомобиля, то и получить его должен в целости и сохранности. Кроме того, обязательства договора хранения прописаны в статье 891 Гражданского кодекса РФ. Эта статья трактуется так: хранитель обязан обеспечивать сохранность чужой вещи точно так же, как своей собственной.
Претендовать на возмещение ущерба можно в том случае, если у потерпевших есть квитанция об оплате услуг парковки или квитанция о том, что они оставили на парковке машину.
- Прежде всего нужно в письменном виде оформить свои претензии и оценить ущерб, - советует Лесняк. - Необходимо также привлечь экспертную компанию, которая более точно определит сумму ущерба. С этим заключением необходимо еще раз написать жалобу в адрес организации, занимающейся эксплуатацией парковки в аэропорту. Если она откажется возмещать ущерб, тогда обращаться в суд.
По словам Лесняка, сотрудники "Общественного контроля" могут помочь пострадавшим составить соответствующие жалобы, заявления в суд, а также в отдельных случаях самостоятельно подать заявления в суд на действия парковщиков. Кстати, юристы общества выигрывают примерно 85 процентов подобных дел в судах.
Досье "РГ"
В Будапеште час парковки обойдется примерно в 2 евро, в Нью-Йорке - в 3 доллара, в Берлине и Афинах - не выше 3,5 евро. По мнению экспертов, себестоимость таких услуг в России не превышает 10 рублей за 1 час.