«Политика в отношении архитектуры и дизайна имела чисто практические причины. Дело не в том, что украшательство идеологически не соответствовало философии страны — просто нужно было куда-то селить людей, а страна в то время еще не оправилась от последствий войны. Поэтому начали строить быстровозводимые типовые дома и решили не тратить средства на излишества. А так как все должно было быть идеологически обоснованным, подкорректировали систему ценностей. Отсюда появилась вторая волна модернизма, эпоха Корбюзье.
Несмотря на железный занавес и культурную изоляцию, в Советском Союзе не появилось четко выраженной эстетической традиции: часть идей заимствовали за границей, люди, которые занимались дизайном, по крупицам выцеживали информацию и домысливали сами, как должны выглядеть те или иные предметы. Иногда советский винтаж выглядит как выцветшая и упрощенная копия европейского. Но встречаются и очень удачные работы, например обливная майолика.
Мне нравятся многие советские вещи и мебель, я даже собрал коллекцию из предметов, от которых люди избавились. Одни нужно реставрировать, другие до сих пор находятся в идеальном состоянии. Это как приют для вещей, ставших ненужными. Сейчас модно покупать все новое, даже если мебель очень дешевая и простая. Но я планирую использовать эти предметы: четких правил в дизайне больше нет, можно сочетать все, если хватает вкуса. А старинные вещи очень хорошо вписываются в современный интерьер. Думаю, это наследие надо ценить».
Одна из главных архитектурных примет СССР — панельные и кирпичные пятиэтажки, которыми массово застраивали города с 1950-х до 1980-х годов. В отличие от домов сталинской эпохи, предназначенных для партийной элиты и номенклатурных чиновников, хрущевки возводились для обыкновенного советского человека: сюда переезжали деревенские жители, сюда же расселяли обитателей городских коммуналок.
«Жизнь простых людей проходила в хрущевских пятиэтажках. Они не были оборудованы лифтами, очень драматичным зрелищем выглядело вталкивание на пятый этаж пианино. Дух экономии плохо вязался с батареями на лестничных клетках: пространство подъезда было совсем не герметичным, и отопление отчасти работало на то, чтобы греть улицу.
Предметы интерьера были простыми и компактными: почти во всех квартирах присутствовал кухонный гарнитур в бледный цветочек, легкие столы и табуретки, похожие друг на друга диваны и кресла с унылыми обивками. Между кухней и ванной было застекленное окошко — для освещения естественным светом и экономии электричества. Покраска стен заканчивалась на высоте человеческого роста: этого было достаточно, чтобы не пачкаться о побелку. На каждом подоконнике жили растения: герань, традесканция, бегония, алоэ и, конечно же, кактусы.
Неизменный атрибут советской спальни — трельяж. Это зеркало с двумя подвижными створками, в них можно было увидеть свое отражение не только в анфас, но и в профиль. Многие советские люди впервые видели себя в этом ракурсе».
Особенности хрущевской архитектуры диктовали новые запросы на обустройство квартиры: именно в советское время на стенах комнат начали массово появляться ковры.
«Квартиры в новых домах не отличались звукоизоляцией: через тонкие стены просачивалась частная жизнь, каждая ссора становилась общественным достоянием. Кроме того, окна были совсем не герметичными, и даже сезонное заклеивание щелей полосками бумаги, вымоченными в клейстере, помогало не сильно. Массивный ковер на стене частично справлялся с этими проблемами: он выполнял функции звукоизоляции, а в холодное время года делал жилье теплее и уютнее. Из-за этого ковер занял свое почетное место не только на стене, но и в сознании советского гражданина. Наряду с коврами в СССР также любили украшать стены гобеленами. Самым знаменитым стал гобелен с оленями.
Еще один фетиш советской эпохи — хрустальный сервиз. Им почти не пользовались в быту; только иногда, по праздникам, доставали бокалы и вазы. Это была очень трогательная традиция, которая говорила о стремлении человека к красоте, о необходимости иметь в доме что-то для услаждения взора.
Наконец неизменным атрибутом советской квартиры считалась мебельная стенка. Достать ее было совсем не просто, но она того стоила, особенно если была сделана в Румынии или ГДР. В хорошей стенке умещалось все: платяной шкаф, секретер с откидным столом и сервант для хрусталя. В большой моде были стенки-горки, они отличались от остальных шкафами разной высоты. В этом проявлялась тяга советского человека к прекрасному: горка была менее практичной, но, возможно, оттого считалась более желанной. Стенка всегда располагалась в гостиной и становилась вечным фоном для всех семейных событий. Советские люди отмечали тут все праздники: женили, радовались рождению детей и повышению по службе, встречали Новый год и первое сентября. Кстати, гостиные комнаты в квартирах часто были проходными».