Ближний Восток в отражении Русской души
Русская или российская душа загадочна в своей любви к внешней политике.
Помню, будучи депутатом, я на встрече с конгрессменами США задала вопрос: что думает американский народ о расширении НАТО на Восток. Реакция была для меня неожиданной. Со смехом мне ответили, что средний американец не думает о расширении НАТО, т.к. вряд ли точно представляет, что такое НАТО.
Это удивительно.
Мы, будучи самыми терпеливыми по отношению к своим тараканам, яростно обсуждаем чужих. Главные народные политологи – таксисты и водители, в свое время болели за Ирак как за маму родную.
А теперь Ближний Восток.
Особенно война Каддафи против собственного народа ради сохранения власти. Учитель музыки с консерваторским образованием, интеллигентный человек, вдруг начинает возмущаться Америкой, которой все неймется, вот она и «зажигает», то в Тунисе, то в Египте, а теперь и бедную Ливию достали...
Понятно, что вступать в дискуссию и объяснять, что 120$ за баррель невыгодно той же Америке, бесполезно.
К мнению простых интеллигентов присоединяются националисты всех мастей. Причем одних власть запрещает, а других поощряет. Не помогает официальное осуждение президентом действий Каддафи и присоединение России к жестким санкциям в отношении Ливии.
В стране стойко сформировался образ американского врага, виноватого во всех мировых революциях.
Народ в других странах не может быть свободнее нас, просто он попался на американскую удочку, а вот мы не попадаемся, поэтому и живем бедно, но самостоятельно. Идеологическое мифотворчество, спущенное сверху, заработало на радость власти.
Теперь все спишется на Америку, авось так и переживем смутный восточный порыв, смачно смазывая скрипящие колеса национальной самоидентификации патриотизмом за чужой счет.
Ирина Хакамада