Дело не в гастрономе № 1Начнем с малого – нарезка этого короткого сериала привлекала внимание. Будоражащее фантазию и память близкое прошлое. Гениальное мятое лицо Маковецкого. Нашумевшее дело директора Елисеевского с дистанции в четверть века. Кто был прав? Точнее – кто опередил свое время: допотопные коммерсанты или стальные борцы с коррупцией?
...
Директор Елисеевского Беркутов голосом Маковецкого озвучивает смешные суммы. 1-й секретарь Московского горкома КПСС Гришин получил бесплатных заказов на 2.000 рублей за год. Ах, Господи ты Боже мой. Ну ладно, это еще те рубли. Ну, замените на доллары. Да на рядовом корпоративном фуршете сжирается заметно больше. Ну, ела горстка пожилых высокопоставленных партийных чиновников, что хотела. Не от этого рухнул Советский Союз. Давайте скажем прямо – сейчас практически любой мало-мальски успешный человек в мире ест что хочет – и мир не рушится. Давайте уж покаюсь публично, раз такие дела – даже я, не входя в миллион богатейших людей Москвы, ем что хочу. Ну, может быть, у меня плебейские вкусы.
Невиновен, Ваша честь. По понятиям - чист. А теперь подумаем без придыхания, что давал народу Елисеевский гастроном. Я-то прекрасно помню.
Хороший швейцарский сыр по 3.90. Тамбовский окорок по 3.60. И т.д. Эти деликатесы встречались отнюдь не в одном магазине. Была сеть (да-да!) «Диета» примерно с тем же ассортиментом. Была масса кулинарий. Были подобные Елисеевскому гастрономы. Помню, халву в шоколаде можно было достать только в гастрономе у «Ударника». В Елисеевском лично я не припомню эксклюзива.
Обобщая – никакой хозяйственной доблести не было в том, чтобы достать ветчину или антрекот в кулинарии по 37 коп. за 100 г. Вот хорошее мясо по твердой цене (2 рубля за килограмм) – другое дело. Тут надо было побегать и постоять. Или иметь волосатую лапу в мясном отделе самого обычного магазина.
Так что лично мне не очень виден тот алтарь, на который положил голову мятежный директор. Мне смутно в этой истории именно народное благо. А изъяв из сюжета торжественную нравственную подоплеку, мы находим обычную мафиозную балладу. При этом я в слово «мафиозная» не вкладываю особого оттенка осуждения, не больше, чем в слово «партийная». Такая оптика, такие понятия.
И тут, кстати, проявляется внятная сицилийская мораль: нарушил омерту (закон молчания) – получил пулю в затылок.ЛегендаКак на самом деле погорел могущественный директор, Бог весть. Сериал – негодный фактологический источник, а Википедия стыдливо молчит. Но ходила по Москве в ту пору легенда на эту тему.
Что якобы промышлял этот заслуженный деятель торговли, в частности, контрабандой черной икры. А сплавлял ее под видом селедки, в банках из-под селедки. И вот однажды партия таких банок по ошибке попала в магазин и была реализована как селедка.
Представляете – приносит советский человек домой банку селедки, открывает – а там черная икра. И 99 таких счастливчиков просто зовут соседей и устраивают небольшой пир. А 1 из 100 не ленится отнести банку в милицию, потому что он честный человек.
И прости-прощай.
http://polit.ru/article/2011/11/13/case/