Подсчет убытков
Первая российская компания отчиталась о понесенных потерях из-за событий в Ливии 28 марта 2011, 18:31
Российские компании продолжают подсчитывать убытки из-за революции в Ливии. Шестая в России по уровню добычи нефти компания «Татнефть» оценила ущерб по капитальным работам в Ливии в 100 млн долларов. Общие потери компании от закрытия бизнеса в африканской стране могут оказаться как минимум вдвое выше.
«Потери по капвложениям составили 100 млн долларов. Есть еще и другие списания», – цитирует Reuters источника в компании «Татнефть», который отказался называть размер общих потерь компании от приостановки бизнеса в Ливии.
«От беспорядков в Ливии ни одна из российских компаний не выиграет, поскольку нас практически вытеснили из этой страны»
Татнефть на условиях СРП совместно с ливийской National Oil Corporation (NOC) вела разработку четырех блоков в Ливии. Однако из-за продолжающихся народных волнений в стране вынуждена была приостановить там работу.
Впрочем, как говорит аналитик «Инвесткафе» Григорий Бриг, Татнефти удалось обнаружить первые промышленные запасы нефти на одной из скважин в Ливии лишь в апреле прошлого года, поэтому компания еще не произвела промышленной добычи. «Дебит нефти на этой скважине составил 415 баррелей, что при нынешних ценах на нефть составляет около 15 млн долларов», – замечает эксперт, добавляя, что это небольшие потери.
Но если компания не сможет вернуться к разработке месторождений в Ливии, то к потерям Татнефти добавятся вложенные в ливийские проекты инвестиции, которые оцениваются в 200–220 млн долларов, замечает эксперт.
Ранее президент Татарстана и председатель совета директоров Татнефти Рустам Минниханов говорил, что компания может потерять 240–260 млн долларов в случае, если в Ливии сменится власть и контракты Татнефти будут признаны недействительными.
Ливия являлась одним из основных экспортеров нефти в Северной Африке. До гражданской войны Ливия поставляла около 2% всей мировой нефти. На ее территории работали многие иностранные нефтяные компании. Однако после начала гражданской войны всем им пришлось свернуть работы. В итоге добыча нефти в Ливии «практически полностью прекратилась», заявило в середине марта в своем докладе Международное энергетическое агентство. По данным французской нефтегазовой компании Total на середину марта, производство нефти в Ливии сократилось до 200–300 тыс. баррелей нефти в сутки, тогда как до начала революции в стране добывалось до 1,69 млн баррелей нефти в сутки.
От революции в Ливии пострадает бизнес не только Татнефти, но и других российских компаний. «От беспорядков в Ливии ни одна из российских компаний не выиграет, поскольку нас практически вытеснили из этой страны, – говорит газете ВЗГЛЯД гендиректор компании «Финэкспертиза» Агван Микаэлян. – Россия попадала в аналогичную ситуацию с Ираком, в результате чего мы остались у разбитого корыта. Делить пирог будут лишь те, кто устраивал беспорядки в Ливии».Самые большие потери, по его мнению, могут быть у Татнефти и РЖД, которые заключили крупные контракты в Ливии.
РЖД строят первую в Ливии железную дорогу протяженностью 550 километров, которая должна соединить города Сирт и Бенгази и стать главным транспортным коридором на севере Африки. Стороны подписали договор еще в 2008 году. Его стоимость оценивается в 2,2 млрд евро.
Фото
Город, расположенный в 160 км к югу от главного оплота повстанцев Бенгази, в течение нескольких дней был ареной ожесточенных боев
Ситуация в Ливии может неблагоприятно сказаться и на планах «Газпром нефти». Компания планировала разрабатывать нефтегазовые месторождения в этой стране. В феврале этого года «Газпром нефть» договорилась купить половину доли итальянской Eni в консорциуме, разрабатывающем месторождение Elephant в Ливии. Сумма сделки оценивалась в более чем 160 млн долларов. Однако в связи с войной в Ливии реализация этой сделки оказалось под вопросом и «Газпром нефть» может не получить планируемой прибыли.
Ко всему прочему, определенные риски для компании несут подскочившие из-за революции в Ливии цены на нефть. Дело в том, что «Газпром нефть» имеет одну из самых высоких долей переработки на своем балансе, рост цен на нефть выливается в снижение маржи переработки. Внутренние цены на нефтепродукты растут, однако компания не может переложить их на потребителей из-за госрегулирования тарифов.
Ситуация в Ливии негативно скажется также на закупках российского вооружения. Ранее глава Ростехнологий Сергей Чемезов оценивал упущенную выгоду Рособоронэкспорта из-за конфликта в Ливии в 4 млрд долларов. Россия не может поставлять оружие в Ливию по заключенных контрактам из-за введения санкций Совбеза ООН.
В целом эти потери не являются критичными для России, так как на Ливию приходится менее 10% от всех экспортных заказов вооружения, которые оцениваются в 45–48 млрд долларов. Напомним, что у России был контакт с Ливией в сфере ВТС на сумму около 2 млрд долларов и в стадии подписания находилось соглашение на поставку авиационной техники и средств ПВО на 1,8 млрд долларов.
Закрыть свои проекты в Ливии пришлось также российскому Газпрому. В конце 2007 года Газпром стал владельцем 49% в ливийских нефтяных концессиях С96 и С97, принадлежащих компании Wintershall AG. Соглашения по этим концессиям были рассчитаны до 2026 года.