Рассказы о героях-стахановцах, восстанавливавших, разрушенный в Великую Отечественную, почти до основания город Курск. Интересное для себя найдут краеведы, люди занимающиеся генеалогическим поиском в Курской области.
Когда в 1947 году впервые Яков Антонович пришел на одну из строек треста «Курскстрой», его поразила захламленная площадка, излишняя беготня подсобников. Ящики с раствором почему-то стояли чуть ли не за сто метров от каменщиков.
А у вас стахановцы имеются? — спросил Майоров первого же попавшегося каменщика.
Конечно, есть. По 130 процентов некоторые дают, а один даже на все 150 дал.
А двести есть у кого-нибудь?
Каменщик пожал плечами.
Каменщик — не токарь. Разве может он двести процентов дать? Работа силушки требует. Ты что, новак в нашем деле?
Не. только двести, но и триста можно дать, — как бы отрубил Майоров.
Попробуй,—сказал ему каменщик, — только ничего не выйдет. В «Курскстрое» сроду такого не было. Это же «Курск- строй», — снова повторил он и неторопливо стал подниматься на второй этаж.
Майоров решил доказать, что триста процентов и больше можно дать и в «Курскстрое». Вопрос был не в личном самолюбии. Нужно было расшевелить людей, заставить их поверить в свою силу. Не только рядовые строители, но даже в тресте привыкли к тому, что их всегда ругали за постоянное отставание и невыполнение планов.
— Люди хорошие,—говорил Яков парторгу после работы, — трудиться могут неплохо, но им надо дать перспективу, показать, что и 200 и 300 процентов еще не предел. Я покажу это на лесах.
И когда на Ендовищенской началось строительство двухэтажного жилого дома на двенадцать квартир, Яков Антонович пришел к руководителю треста «Курскстрой».
. — Я построю этот дом не за 30, а за 20 Дней. Хочу стать на стахановскую вахту. Обеспечите меня материалами?
Так началась стахановская вахта на строительстве дома по Ендовищенской, номер три. Майорову дали бригаду из учеников и подсобников — Иван Сухачёв, Виктор Зуев, Мария Кривоносова, Валериан Потемкин и Людмила Мосс. Все они неопытные строители, только начали осваивать эту профессию.
Задолго до смены Яков Антонович был уже на стройке, еще раз сам все проверил: достаточно ли привезено шлакоблоков, на месте ли ящики с раствором.
В восемь часов утра Яков Антонович взял кельму и опытным движением руки расстелил по фундаменту ровный слой раствора Быстро установил первый камень на место Вслед за ним другой, третий... Сотый... Майоров сам установил порядовки и заделал углы, по причалке выложил внешнюю версту, внутренние и последующие версты укладывали его ученики. Ряд вырастал за рядом. Десять человек не успевали подносить шлакоблоки. В конце дня прораб вывел мелом на доске показателей против фамилии Майорова: «419 процентов! За день уложено 41,9 квадратного метра шлакоблоков, норма — 10 квадратных метров».
Такого результата не имел еще ни один каменщик в Курске. Но это было только начало вахты. Тот самый каменщик, с которым Майоров впервые встретился на стройке, восхищенно рассказывал товарищам:
— Легко работает, увидите, завтра он больше сделает, сегодня много потерял времени: камни плохо подносили... А ведь за новака принял.
Дом рос, как на дрожжах. Если с утра на другой день Майорову стена была только по грудь, то к вечеру он уже с бригадой 'сходил вниз с трехметровых подмостков. В субботу 28 июня бригада стала на валюту. Это было большим событием среди строителей. Весь город следил за успехами Якова Майорова и его товарищей, областная газета «Курская правда» из номера в номер рассказывала о работе бригады. Имя Якова Майорова стало широко известно в Курске и в области.
Лаконичные заметки «Курской правды» день за днем воспроизводили картину стройки:
30 июня — Майоров выполнил норму на 420 процентов.
1 июля — третий день стройки. Норма выполнена на 452 процента. Плотники настилали балки междуэтажного перекрытия, а каменщики приступили к укладке стен и перемычек у левой части дома. За день уложено 1620 шлакоблоков.
2 июля — четвертый день стройки. Норма выполнена на 510 процентов. Бригада потеряла час времени — не было блоков. Майоров вместе со всеми переключился на подноску шлакоблоков.
3 июля — пятый день стройки. Норма выполнена также на 510 процентов.
4 июля — шестой день стройки. Начата кладка второго этажа. В 3 часа 20 минут было уложено 43,37 квадратного метра, норма выполнена на 430 процентов. Работа прекратилась из-за отсутствия на площадке шлакоблоков.
5 июля — седьмой день стройки. Норма выполнена на 400 процентов.
7 июля — восьмой день стройки. Задание выполнено только на 410 процентов. Вышла из строя растворомешалка, это отражается на темпах. Все же бригада Якова Майорова берет новое обязательство — закончить строительство дома не за двадцать, а за шестнадцать дней.
8 июля — девятый день стройки. Дневное задание выполнено на 410 процентов. Майоров приступил к кладке стен второго этажа в левой части здания. По-прежнему перебои с подачей раствора и шлакоблоков.
9 июля — десятый день стройки. Норма выполнена на 430 процентов. Печник Иван Серегин сложил вторую печь.
10 июля — одиннадцатый день стройки Задание выполнено на 460 процентов.
11 июля — двенадцатый день стройки. Майоров выполнил норму на 400 процентов, в основном уже закончено выведение стен. В конце смены Яков Майоров сказал бригадиру штукатуров Александре Козловской:
— Завтра передам тебе стахановскую вахту.
12 июля — день тринадцатый и последний. Задолго до конца смены Яков Антонович уложил последний шлакоблок, дом возведен за 13 дней.
Майоров подвел первые итоги работы бригады: кладка стен выполнена за сто часов, норма — 240 часов. Каждый день укладывалось от 1500 до 2000 шлакоблоков.
Такова история тех тринадцати июльских дней. Они всколыхнули строителей города и области. На Ендовищенскую ежедневно приходили строители, приходили, как в школу — учиться стахановскому мастерству. В последний день, когда был закончен дом, к Майорову пришли пятьдесят инженеров и каменщиков Курска и он подробно рассказал им о своих «секретах», о своих мыслях:
— По плану, кладку двухэтажного шлакоблочного дома мы должны были закончить за 30 дней. Получив наряд, я внимательно пересмотрел свои методы работы и решил провести стройку скоростным способом.
До сих пор в Курске считали, что 200 процентов — предел выполнения норм строителями. На стройке этого дома я убедился, что при правильной организации труда и бесперебойной подаче материала каждый каменщик, штукатур, плотник может увеличить свою выработку не менее, чем в два-три раза.
Приступая к кладке этого дома, я использовал опыт, накопленный годами. Прежде всего, надо было правильно расставить силы внутри самой бригады. Часто приходится видеть, что подсобные рабочие стоят по одну сторону от каменщика и по существу мешают друг другу. Я же поставил подсобников одного справа — он накладывает раствор, другого слева — он подает камень. Таким образом, они имеют полную свободу движений, что значительно ускоряет работу.
Кроме четкого распределения сил в бригаде, я много внимания уделяю организации своего рабочего места. Площадка тщательно очищается от ненужных предметов, мешающих передвижению вдоль стены — обломков камня, обрезков досок и т. д. На своем рабочем месте каменщик должен чувствовать себя свободно и удобно.
Ящики с раствором, как правило, я устанавливаю на расстоянии двух метров друг от друга и на 60 сантиметров от стены, оставляя ничем не загроможденный проход.
В отличие от обычного способа кладки стен дом № 3 по Ендовищенской улице был разбит на две равных по объему части Одновременно с кладкой, стен в первой половине дома группа учеников школы ФЗО № 1 во второй части возводила леса и по ходу работы устанавливала оконные и дверные коробки. Ярус первой половины здания мы уложили за полтора дня и тотчас же перешли на вторую. В это время плотники соответственно поднимали леса первой части.
По окончании работ на втором ярусе было предварительно уложено заготовленное междуэтажное перекрытие и устроены леса для кладки. Таким образом, в то время, когда каменщики работают в одной половине дома, все вспомогательные и плот ничьи работы производятся во второй. Благодаря этому поток каменной кладки не нарушается.
Вначале предполагалось применить цепную систему перевязки, так называемую «техническую» — углы с четверками. Но в виду того, что шлакоблоки зачастую подаются неточной формы и невыдержанных размеров, я применил печную перевязку — пятирядку. Качество от этого не ухудшилось, но скорость кладки увеличилась, так как не приходилось рубить камни.
Все члены бригады работали дружно и старались с честью выполнить свои обязательства. Особенное старание проявили ученик Иван Сухачев и работница Мария Кривоносова. Несмотря на свою малоопытность, они систематически выполняли нормы на 130—135 процентов.
Чтобы вы могли представить себе объем работы, проделанной нами за 13 дней, я назову несколько цифр. За 13 дней стахановской вахты уложено 24,4 тысячи шлакоблоков. Завезено 470 тонн различных строительных материалов.
Когда я пришел на стройку, подсобники не выполняли задания. Бывали дни, когда за смену они зарабатывали всего лишь по 3 рубля. А теперь средний дневной заработок подсобника моей бригады составляет 32 рубля. Сам я за 13 дней заработал 1551 рубль.
Яков Антонович тщательно анализировал недостатки стахановской вахты, свои личные ошибки. Он доказал, что тринадцать дней — много для такого дома. Многое
Майоров не успел сделать и сейчас делился с товарищами этими мыслями, пусть они первыми это осуществят. Когда его спросили, доволен ли он своими результатами, последовал искренний ответ:
Нет, надо скорее. Ведь на стройке совершенно не применялась механизация. Бригада не имела даже уровня для вертикальной и горизонтальной проверки. Работали мы простым инструментом, а не стахановским.
Каменщики и инженеры со всех главнейших строек Курска внимательно слушали Майорова, затем они придирчиво осмотрели дом, но все сделано добротно, на совесть. И убедившись, что и сами они смогут работать так же, как Майоров, тут же взяли повышенные обязательства.
Думается мне, — сказал бригадир каменщиков железнодорожного узла Алексей Карачевцев, — прав Яков Антонович, все каменщики в два-три раза могут- повысить свою выработку.
Это был наглядный урок, строители поверили в свои силы.
В продолжение темы:
Егор Климачев и Егор Каменков - рекордсмены-строители треста «Курскстрой» ч.5Строители города Курск ч.6Изобретение новой кладки. Яков Антонович на выставке в Москве ч.7Еще рассказы здесь: http://яруга.рф/index.php/kurskaja/o-kurskojj