Рейтинг КПРФ – динамика падения.
В представленных ВЦИОМом данных пополз вниз рейтинг той партии, за которую, по мнению ряда политологов, намеревалась голосовать существенная часть протестного электората, – КПРФ. При этом рейтинги остальных партий остаются стабильными. Отмеченное социологами некоторое увеличение числа неопределившихся и отказывающихся голосовать не перетекло сразу же к другим оппонентам правящей партии, а зафиксировалось в качестве «новых разочарованных». Возможно, этот факт свидетельствует не только о том, что КПРФ перестала быть привлекательной для протестных масс, но и о том, что эти «новые разочарованные» ранее симпатизировали именно коммунистам.
Социологические замеры зафиксировали реакцию избирателей на момент старта агитационной кампании. Потеря рейтинга красноречиво свидетельствует о состоянии той или иной партии накануне финишного спурта. Что это значит для нее? Примерно то же самое, что штрафной круг для участника гонки.
Причины подобного «фальстарта» партийной кампании могут быть разнообразны – они могут быть как внутри партии, так и вне ее. Это может быть начало нового длинного цикла спада популярности, вызванного глубинными социальными процессами, ряд неудачных заявлений партийных лидеров или эффективная контрпропаганда конкурентов. Одно, несомненно – падение рейтинга накануне агиткампании означает, что предкампания была людьми замечена, но получила негативную оценку.
Недоверие к рейтингам – характерная особенность российских партий левого фланга. Лидеры эсэров неоднократно выражали свое неудовольствие рейтингами партии. Но в отличие от «Справедливой России» именно КПРФ – идеальный раковый больной. Неоднократно коммунисты выражали недоверие официальным социологическим службам, прибегая к услугам сомнительных поллстеров. Их коммунисты находили сами непонятно где и объявляли «независимыми». Любовь к самостоятельному пересчету голосов КПРФ пронесла через всю свою историю. Время от времени коммунисты заявляют даже о проведении неких «референдумов», за которыми, впрочем, скрывается банальная агиткампания.
Пройдя через шок и неприятие, пробежав по всем знакомым колдунам и экстрасенсам, больной, если к тому моменту еще не отдаст концы, возвращается в онкологическое отделение. Так и коммунисты, пошантажировав публику найденными на социологической помойке цифрами, забывают о «независимых данных» и возвращаются к официальным рейтингам.
А ведь рейтинги отражают не только уровень поддержки партии со стороны населения. Они в том числе – хороший индикатор внутреннего состояния партий. Слегка упавшие коммунисты предъявили мало новых лозунгов, равно как и новых технологических ходов. Избиратели, в том числе симпатизирующие КПРФ, ждали от коммунистов совсем иного – нового, креативного, чегеваристого, наконец. Но Геннадий Зюганов и его товарищи этих надежд пока не оправдывают. Скорее всего, уже начинает сказываться банальная усталость людей от «старых красных», которые, точно так же как и критикуемая ими «Единая Россия», ассоциируются с существующей в стране властью и являются такой же неотъемлемой частью политического ландшафта.
http://www.ng.ru/politics/2011-11-14/3_kartblansh.html