Музей городского электрического транспорта

Материал из Курское луркоморье
Перейти к навигации Перейти к поиску

Музей находится в Восточном депо, что в железнодорожном округе, и посвящен курскому трамваю и троллейбусу. Попасть сюда возможно только по предварительной договоренности с Настенко Александром Витальевичем, который является в одном лице и директором и экскурсоводом. Человек, увлеченный трамваем, на собственном энтузиазме продолжает сохранять и приумножать представленную экспозицию. Именно благодаря его инициативе куряне и гости города могут окунуться не только в историю электрического транспорта, но и Курска до и времен СССР. Многое из представленных тут вещей имеет к нему прямое отношение.

DSC02669.jpg

А начинается всё со входа… Как «театр начинается с вешалки», так курский музей начинается с узкого коридора, выполненного в стиле салона старинного трамвая, правда, вместо окон различные исторические графически оформленные выдержки. Невольно такое перемещение настраивает посетителя на особую волну, которая переносит из настоящего в прошлое, подобно машине времени... Back in USSR.

Представленные экспонаты являются подлинниками, особенно поражает действующая печатная машинка и патефон, единственное развлечение сотрудников трамвая в то время. Последний под влиянием заботливых рук Александра Витальевича оживает, игла прикасается к вращающейся пластинки и слегка дребезжащий звук какой-то советской бодрящей мелодии заполняет залы. Почему-то в голове сразу же возникает образ черно-белого кино со слегка поцарапанными сменяющими друг друга картинками и на лице невольно возникает улыбка.

Точно такую же реакцию вызывают и действующие уменьшенные модели трамваев и троллейбусов, которые были созданы в некогда популярном кружке Александром Витальевичем вместе с детьми.

Кроме различный экспонатов тут имеется множество фотографий Курска, также есть карты, где указаны не только современные названия улиц, но и до времен СССР.

На одной из старых фотографий изображена процессия в резких черно-белых тонах, придающие ей угрюмый и печальный вид, отчего она похожа на похоронную. На самом же деле это торжество, проходившее в 55 году прошлого столетия, посвящено открытию нового Кировского моста, которым и по сей день пользуются и куряне, и гости города. Связано данное событие с падением трамвая в ледяную речку, который набрал приличную скорость с «горы» Перекальского и не успел вписаться в узкий старый мост. Часть пассажиров успела выпрыгнуть на ходу, часть достали из воды, но больше всех пострадала водитель, которая получила не только телесные повреждения, но и фобию к своей профессии. В результате женщина стала пользоваться транспортом до Перекальского, потом пешком спускалась к речке, а там уж опять садилась на трамвай. Остается лишь гадать, как трамвай спускался с горы без нее, пока она добиралась туда своим ходом (шутка).

По словам экскурсовода, действующим трамваям уже много лет и они чешского производства, сами создатели при приезде в Курск постоянно удивляются их рабочему состоянию. Такое «поведение» трамваев объясняется регулярными техническими осмотрами и реконструкциями какими-то «пьяницами», которые всегда идут против мнения специалистов, утверждающих, что эта машина уже на рельсы не встанет.