"Война" в "Крестах" и нолики
Преследуя художников и активистов, власть демонстрирует искусство владения приемами "дымовой завесы"
Арест двух участников скандально известной арт-группы "Война", произведенный по всем правилам шпионско-полицейского шоу (конечно, на фоне избиения журналиста Кашина и массы других нерасследованных преступлений нужно ведь иногда показать, что хоть в чем-то милиция сильна, например... ну вот, например, в аресте двух художников), комментируют в Сети как-то подленько, с намеками. Типа: ну наконец, а то мы уже нехорошее думали, чего это "Войну" все не арестовывают и не арестовывают...
Подозревающим "Войну" в подментованности можно ответить одно: для того чтобы тебя не арестовывали после акций, которые с точки зрения "правоохранительных органов" могут казаться сомнительными, не надо иметь связи "на самом верху", не надо давать ментам жирные взятки и вообще ничего такого не надо. Достаточно очень четко планировать акции и вести себя согласно плану, заранее зная, когда, куда и как отходить, через сколько минут и секунд, достаточно соблюдать минимальные правила конспирации в быту.
Думаю, именно это "Войну" долгое время и спасало. С другой стороны, многие из их акций были хоть и скандальными, но не вполне понятными сознанию не то что среднего милиционера, но и среднего россиянина. То есть основания, кажущиеся достаточными для ареста искушенным толкователям из блогосферы, вполне могли не казаться таковыми носителям обыденного правосознания, каковыми и являются на вид в своем большинстве отечественные милиционеры. А если что-то было и понятно, то не всегда по задуманному "Войной". Скажем, лихая июньская акция "Хуй ФСБ" - на Литейном мосту был нарисован половой член, а когда мост развели, член этот восстал прямо перед Большим домом, т.е. Управлением ФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, - в народе была воспринята скорее как "Ну вот, мосты опять развели, хуй переедешь..."
Удивляет и позиция самозваных адвокатов группы, заявляющих, что все они делали совершенно правильно. А "повешение гастарбайтеров" в универсаме тоже было правильной акцией? Без никаких ненужных аллюзий и возможностей кривопонимания? В той самой эстетике, которая нужна? Тот самый посыл несла?
Не буду уже упоминать, что тараканий суд, который они учинили Тараканскому, то есть, простите, Таганскому суду на процессе искусствоведа Ерофеева и бывшего директора музея Самодурова, прекрасно вписывался за права человека, но был сомнителен с точки зрения прав животных (или как лучше назвать тараканов, выпущенных на волю в антисанитарных условиях постсоветской юстиции, с риском для их тараканьей жизни в виде охранников суда и прочих ловцов и давителей). Не буду, ибо сам не принадлежу к числу сторонников зверозащитной идеологии, однако именно эта идеология все более проникает в молодежную среду и многими считается прогрессивной, выводящей человечество на более высокий уровень понимания гуманности и т.п.
В "Войне" меня как приверженца идей свободы (или, как принято с середины 1990-х говорить - чтобы не употреблять "страшного" слова "анархизм" - сторонника либертарных взглядов) отталкивал очевидный элитаризм, отношение к сторонникам и помощникам как к расходному материалу, откровенный цинизм участников группы и не в последнюю очередь стремление к саморекламе. Словом, именно то, что, как правило, и проводит труднопреодолимую границу между прикидывающимися активистами в угоду тенденциям актуального искусства художниками и активистами настоящими, у которых, может, и выдумки поменьше, а когда и смелости недостает, но зато активничают они ради взаправдашних идеалов, а не ради построения удачной арт-биографии, на которой всю вторую половину жизни можно комфортно ехать, перемещаясь с биеннале на биеннале.
Но каковы бы ни были наши придирки, наши подозрения или наши справедливые упреки группе "Война", все это отходит пока на второй план перед ужасом брутального ареста двоих ее участников, перед кошмаром рассадника туберкулеза "Кресты", куда их поместили, и бетонным блоком семилетнего срока, который им грозит по статье 213 (точно так же, как и "химкинским заложникам", пока что вырванным из лап кривосудия, но не факт, что окончательно).
И особенного "шарма" их аресту придает то, что предъявляют им прежде всего акцию "Дворцовый переворот" - опечатывание Михайловского замка в Петербурге, вошедшего в русскую историю легитимизированным цареубийством (чтобы не отвечать за убийство царя перед судом и виселицей, группе заговорщиков, оказывается, надо просто быть его друзьями и родственниками - не это ли один из постоянных источников, питавших традиционное русское правосознание задолго до 1917 года) и сопровождавшее акцию переворачивание машины с милиционером, уснувшим на посту.
Естественно, этого позора милиция (скоро ее переименуют, изображая реформу) не могла снести. Тут уж включился и питерский Центр "Э", и московский Центр "Э", а будь в составе МВД еще какие-нибудь центры с названиями из языка дикарей с дубинками, типа Центр "У-у-у!", или Центр "Р-р-р!", или Центр "Ы-ы-ы!", то, можно не сомневаться, и они бы подключились.
Группа "Война" показала, какой именно "реформы МВД" гостеприимно желает загадочная русская душа - теперь группа "Война" будет выплевывать за это легкие в туберкулезном изоляторе и топтать зону, если до зоны дойдет. И это не вопрос, на чьей стороне надо быть - на стороне двоих не повзрослевших сорванцов с наглыми лицами или на стороне веками отлаживаемой системы подавления, не выросшей даже из первобытного состояния (да простят меня первобытные люди и их исследователи, друзья-антропологи).
Разумеется, надо требовать не "справедливого расследования", не "честного суда", не "учета активной общественной позиции и вклада в отечественную художественную культуру", а полного снятия всех обвинений, полного закрытия дела против активистов "Войны" (и всех дел по Химкам, возникших против участников демонстрации 28 июля 2010 года). И заодно уж расформирования позорного Центра "Э", который не только ловит художников вместо того, чтобы ловить нацистских убийц, но еще, похоже, и вбрасывает через СМИ разлагающие общественность намеки - в результате исследования чьих именно компьютеров, взятых на обысках, они вышли на ту или иную "изобличающую" информацию.
И совсем уж утопическое, но вместе с тем реальное: надо бороться за изменение самого представления о "преступном", о "нормальном", ибо что есть норма и преступление? Судя по российским обычаям - построенная на взятках вертикаль есть норма. А что есть преступление? Судя по российским законам - трава, традиционное сырье для крепких канатов и моторного топлива, за употребление дыма которой, куда менее опасного для здоровья, чем разрешенный алкоголь, у нас в стране сидят по тюрьмам и зонам десятки, если не сотни тысяч людей... Но это долгий разговор, как и любой разговор о революции. При этом всегда есть локальные задачи типа прекращения дел против группы "Война" и химкинских заложников. Будем же действовать локально, не забывая о глобальных помыслах.